25.07.2023 10:20
    Поделиться

    Почему в регионах ЮФО подорожали бензин и дизельное топливо

    Росстат опубликовал статистику цен на бензин в разных регионах России. Средняя стоимость литра этого топлива в ЮФО составляет 54 рубля. Дороже только в Северо-Кавказском (54,37 рубля) и в Дальневосточном федеральных округах (54,9 рубля)

    По данным ведомства на 17 июля, за год бензин в ЮФО незначительно подорожал, в среднем на 2,3 рубля за литр. А в сравнении с общероссийскими ценами - на 1,24 рубля. За литр АИ-92, самой востребованной марки, ростовчане должны заплатить 49 рублей 67 копеек. Дешевле всего заправить машину можно в Волгоградской области: здесь бензин этой марки стоит в среднем 49,13 рубля за литр. Жителям Крыма придется выложить 53,81 рубля. За минувший год выросла цена и на дизельное топливо. В ЮФО в среднем оно стоит 56,84 рубля, а год назад было на три рубля дешевле.

    Эксперты рассказали, в чем причина и продолжится ли эта тенденция в ближайшем будущем.

    Цены на нефтепродукты "стояли" почти полтора года. Но с начала мая 2023-го они пошли вверх. Так, бензин в розницу за два месяца подорожал на рубль и по темпам роста (1,9 процента) почти догнал инфляцию (2,15 процента), но все же не превысил ее. По сравнению с подорожанием топлива на оптовом рынке рост цен на заправках не столь существенный, но многие автомобилисты все же отметили этот факт. Предположения высказывают разные, в основном сходятся во мнении, что цены на топливо будут повышаться и дальше, причиной же называют рекордный рост оптовых цен и увеличение экспорта. Как рассказал Рамиль Гусейнов, представитель одной из сетей АЗС, работающих в донском регионе, оптовые цены на бензин поднялись сильно и прогнозировать, остановится ли этот процесс, пока сложно.

    - Возможно, появились экспортные альтернативы, и топливо уходит за границу, - рассуждает Гусейнов. - Поэтому возник дефицит на внутреннем рынке, соответственно, повысилась и цена. Ситуация с газом аналогичная. Это может быть связано с резким спросом и недостаточным предложением.

    Отчасти представитель сети АЗС прав. Если раньше за границу, в основном в ближнее зарубежье, уходило не больше десяти процентов производимого в стране топлива, то сейчас, по некоторым данным, уходит до 20 - 25 процентов. Его начали продавать в Африку и Азиатско-Тихоокеанский регион. Но в Минэнерго неоднократно подчеркивали, что дефицита нефтепродуктов в стране нет и биржевые продажи растут. Последнее такое заявление было сделано 22 июня.

    Эксперты называют и другие причины.

    - Рост цен на топливо обусловлен, в том числе, сезонным фактором. Действительно, в начале лета спрос на него увеличивается, - говорит кандидат экономических наук ЮФУ Юрий Пономарев. - Котировки растут также из-за планового ремонта нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Однако в июне НПЗ в основном ремонт закончили, и многие ожидали, что розничные цены все же вернутся к прежним значениям. Но этого не произошло. Не показали такой динамики и биржевые котировки, а они практически мгновенно откликаются на изменение спроса и предложения.

    По мнению Пономарева, определяющий фактор - намерение правительства сократить демпферные выплаты, которые компенсируют разницу между экспортными и внутренними ценами на нефтепродукты. В итоге увеличатся сборы с нефтяных компаний. Баланс между ними и государством меняется в пользу бюджета, и компании могут в ответ поднять цены для населения. Корректировка демпфера отложена на осень, все же 70 процентов в цене на бензин - это налоги и акцизы, а прибыль компаний - лишь 2,5 процента. Положение, когда рост цен на топливо не превышает инфляцию, сохранится в дальнейшем, если регулятор и бизнес будут по-прежнему прислушиваться друг к другу.

    Прямая речь

    Станислав Митрахович, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ:

    - Есть временной лаг между тем, что происходит на бирже и на заправках. На АЗС цены сдерживают административным путем. Кроме того, на заправках, входящих в состав крупных нефтяных компаний, могут продавать бензин дешевле за счет доходов от экспорта. Независимые АЗС вынуждены покупать по растущей цене, а продавать по рыночной, которая остается примерно на одном уровне. Им придется поднимать цены или закрываться. Повысить розничные цены могут и планы Минфина скорректировать демпфер. Но до осени роста, скорее всего, не будет.

    Поделиться