01.10.2023 18:52
    Поделиться

    Полисы ОСАГО для такси станут доступнее

    Полисы ОСАГО для такси станут доступнее. Возможно, некоторым автопаркам даже снизят на них стоимость. В общем, подписан меморандум между страховщиками, таксистами и агрегаторами такси о взаимодействии.
    Аварийность такси в семь раз превышает число ДТП с участием обычных легковушек.
    Аварийность такси в семь раз превышает число ДТП с участием обычных легковушек. / А. Белкин / Бизнес Online / ТАСС

    В последнее время стоимость такси активно растет. За последние десять лет она достигла максимума - 32,5 рубля за километр. На это влияют многие факторы. Рост стоимости топлива, самих автомобилей, их ремонта. Но в том числе и рост стоимости страхования такси. А также доступности полисов для таксистов.

    Как рассказала председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова, рынок столкнулся с тем, что стало почти невозможно получить полис ОСАГО на такси. Страховщики отказывали под разными предлогами. Например, требовали провести осмотр машины в офисе, до которого надо ехать 1000 км. Либо согласовать решение с головным офисом. Все это затягивало оформление полиса на месяцы. А теперь еще у таксистов появится обязанность страховать ответственность перед пассажирами, как это сделано для автобусов, поездов и самолетов. И чем это все обойдется для пассажиров, которые пользуются такси?

    Правовые аспекты ОСАГО эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

    По данным статистики, средняя стоимость полиса ОСАГО для таксиста - более 26,5 тысячи рублей. Это при средней стоимости для обычного легкового автомобиля около 7 тысяч. Кроме того, для некоторых автопарков стоимость полиса достигает почти 60 тысяч. Именно по этой причине, по мнению руководителя Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислава Швагеруса, на дорогах более 2/3 машин такси не застрахованы, как положено, по ОСАГО. С указанием того, что они работают в такси.

    По словам Ирины Зариповой, таксопарки не могли выпустить десятки авто на линию, поскольку на них не было страховки. По этой же причине они лишались или не получали разрешений на работу.

    - Мы дошли до той точки, когда необходимо договариваться, - говорит Ирина Зарипова. - У страховщиков есть убытки, у такси есть убытки, но в первую очередь - защита пассажира.

    Кстати, именно по причине невозможности приобрести полис многие таксисты ездят без него. Штраф за это - 800 рублей. Но это если попадешься. А если не попадешься - расплата за аварию. А также выплата пострадавшему. Но только в том случае, когда виновник установлен. И только по суду. И если до суда виновник не уедет к себе на родину.

    Но не только на ОСАГО ограничивается общение между страховщиками и таксистами. С 1 сентября следующего года вступит в силу положение закона об обязательном страховании пассажиров для такси. И тут, по мнению Ирины Зариповой, есть масса вопросов, которые необходимо обсуждать. При поездке на автобусе, поезде, электричке есть билет. В такси билетов нет. Зачастую есть факт устного фрахтования. Человек поднял руку, таксист остановился, договорился за определенную цену пассажира довести. Как доказать, что факт фрахтования был? Что пассажир пользовался услугами такси и оплатил их, если расплата производилась наличными деньгами? Над такими и другими тонкостями еще надо работать.

    Как сообщил заместитель председателя "Деловой России", соруководитель рабочей группы агрегаторов такси и цифровых платформ при РСПП Антон Данилов-Данильян, мы столкнулись с целым рядом проблем на рынке, в котором появились новые игроки - агрегаторы такси. Есть факторы, которые увеличивают финансовую нагрузку как на такси, так и на агрегаторов. И агрегаторы уже начали реализовывать целый ряд программ, чтобы таксистам было комфортно работать в этой отрасли. Даже тем, кто в этом деле подрабатывает. Вводились разные программы добровольного страхования, программы лояльности.

    Поэтому агрегаторы инициировали взаимодействие между сообществами. В частности, ВСС, РСА. Возникла рабочая группа при РСПП. Стало возможным более тесно взаимодействовать, изучать методики, которые используют страховщики, изучать возможности сокращения рисков, поскольку ОСАГО на перевозчиков очень высокое. Но это в целом по рынку. А если смотреть на добросовестных перевозчиков, то риски там меньше.

    - Мы будем вырабатывать такие формы, что возникнут и тарифы, и формы, когда тарифы будут удобными для всех, - пояснил Антон Данилов-Данильян. - Мы найдем необходимый баланс.

    По словам президента Всеросийского союза страховщиков Евгения Уфимцева, меморандум даже не трехстороний. Еще есть одна сторона - пассажиры. И они получат выгоду от этого документа.

    При поездке на автобусе, поезде, электричке есть билет. В такси билетов нет. Как доказать, что поездка была, если машину остановили поднятием руки?

    Одна из задач сделать перевозку не столь затратной, и в тоже время безопасной. Чтобы и у автомобилистов не возникало проблем с такси с возмещением ущерба, и у пассажиров, а также у самих таксистов.

    Он напомнил, что с 1 марта следующего года можно будет заключать договор ОСАГО на 1 день. И на это страховщики пошли именно по просьбе представителей таксопарков. Поскольку у них не все машины работают круглый год.

    Кроме того, он отметил, что введение с 1 сентября следующего года ОСГОП на такси решит массу проблем. Но уже сейчас многие агрегаторы добровольно страховали как жизнь и здоровье пассажиров, так и их имущество. Новый документ позволит сильно продвинуться в этом направлении.

    Поделиться