17.12.2023 21:16
    Поделиться

    Ушел непобежденным

    "Кто меня найдет, позаботьтесь о моей матери, сестре и брате": Роман Рудаков повторил подвиг красноармейцев при штурме Марьинки
    Роману Рудакову из Батайска 26 декабря исполнилось бы 22 года, но не сложилось. В июле военнослужащий 103-го мотострелкового полка 150-й Идрицко-Берлинской ордена Кутузова дивизии ушел на штурм Марьинки и не вернулся. Пролить свет на его судьбу удалось только после полного освобождения города, когда в одном из разрушенных подвалов нашли написанное им рукописное послание.
    За три месяца до мобилизации Роман только вернулся со срочной службы. Фото: Telegram-канал "Военкоры Русской весны"

    "Кто меня найдет, позаботьтесь о моей матери, сестре и брате. Рудаков Роман Александрович. Город Батайск",- было выведено печатными буквами на одном из кирпичей.

    Расположенный в нескольких километрах от Донецка город-спутник Марьинка за восемь лет был превращен украинскими военными в крепость с подземными туннелями, дотами, минными полями и противотанковыми рвами.

    Дополнительно позиции украинских боевиков были укреплены разработанными в США габионами. Это большие металлические квадратные корзины шириной около полутора метров и высотой около двух, которые заполняются прямо на месте землей, песком, щебнем или камнями. Получаются такие фашины, которые очень неплохо, лучше мешков с песком, останавливают пули и осколки, а за счет массы гасят ударную волну.

    Для взлома украинского варианта французской "Линии Мажино" российским военным пришлось использовать тактику небольших штурмовых групп при поддержке бронетехники, артиллерии и авиации. Отряды формировались из саперов, пулеметчика, гранатометчика, санитара, радиста и нескольких стрелков. Бойцы заходили в Марьинку и действовали по трое-четверо суток, в том числе и ночью. Затем им на смену приходила новая группа.

    Спустились в один из подвалов. Кругом россыпь автоматных гильз и останки 9 человек. Штурмовая группа угодила в засаду и вела бой до последнего патрона

    - После взятия города в начале декабря приступили к зачистке местности. В городе не осталось ни одного целого здания. Спустились в один из подвалов. Кругом россыпь автоматных гильз и останки девяти человек. Видимо, штурмовая группа угодила в засаду и вела бой до последнего патрона, но в плен они не сдались... А Роман верил в нашу Победу. Он верил и знал - мы обязательно освободим город и потому оставил нам свой наказ. Иначе он бы никогда не попросил о помощи, - рассказывает помощник командира полка с позывным Кирилл.

    Официально Роман Рудаков еще считается пропавшим без вести, так как нет пока официального заключения генетической экспертизы. Материалы направлены на исследования, но бойцы уверены, что нашли именно своего боевого товарища.

    На вопрос, каким человеком был Роман, мне протягивают телефон с видео. На нем совсем молодой и худощавый парень, который за три месяца до мобилизации вернулся после прохождения срочной службы, говорит ростовским тележурналистам: "Надо Родину защищать, или мы или они. Если сейчас никто не будет защищать страну, то они уже здесь будут".

    - Родина его позвала, и он пошел. Хотя у него остались дома мать, сестра и брат-инвалид, и он, наверное, мог бы отказаться или попроситься на теплое место. Однако не стал. После переподготовки уехал брать Марьинку. И за минуты до смерти он просил не за себя, а за родных, так как он больше не сможет о них позаботиться. Мы выполним его наказ - это наш святой долг, - сказал Кирилл.

    Бойцы штыковыми ножами аккуратно разобрали кирпичную кладку и достали камень с посланием. Его увезли в Ростов-на-Дону. После реставрации работники местного краеведческого музея пообещали помочь сохранить надпись, а сам камень станет памятным знаком и будет установлен у монумента павшим солдатам и офицерам 103-го полка.

    Боевые товарищи Романа также приехали в Батайск и встретились с его родными. До окончания всех процедур просят не беспокоить родных. Только признались: о семье павшего солдата действительно необходимо позаботиться. Они живут в стареньком домике, который для утепления обшит деревянными досками, но это не спасает его от разрушения. Крыша подтекает. От сырости отходят обои и отваливаются куски штукатурки, а надо еще обустроить двор и хозпостройки.

    - Все как в песне. Домик маленький, шесть соток, садоводство. Крыша ржавая, сарай из трех досок... Но мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы поддержать его братишку, мать и сестренку, и памятник ему только малая часть. Никто не забыт и ничто не забыто, - сказали боевые друзья Романа.

    Справка "РГ"

    Своим посланием Роман Рудаков повторил подвиг красноармейцев Великой Отечественной войны. Не желая сдаваться в плен врагу, они оставляли послание потомкам. Самой известной из них является выцарапанная на стене Брестской крепости надпись: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина". Ее сделал 20 июля 1941 года боец 132-го отдельного батальона войск НКВД Федор Рябов.

    Тем временем

    Семье Романа Рудакова начали поступать угрозы. Звонки и письма идут в том числе с украинских номеров. Семья даже была вынуждена поменять номера телефонов и обратиться в полицию с просьбой о защите.

    В свою очередь министр обороны России Сергей Шойгу поручил выполнить последнюю просьбу военнослужащего.

    Поделиться