21.12.2023 07:04
    Поделиться

    Геолог со знанием C++

    Уральский вуз находит баланс между нужными экономике и популярными у абитуриентов направлениями подготовки
    Комиссия Минобрнауки РФ начала подводить итоги федеральной программы "Приоритет 2030". Напомним: в ней принимают участие 132 вуза и каждый из них защищает собственную программу развития. Задача экспертов - оценить достижения за год, а также трансформацию университетов за прошедшие 2,5 года с начала проекта. Итоговый рейтинг даст представление о вкладе каждого, причем вузы-победители смогут рассчитывать на специальную часть гранта. Уральский государственный горный университет (УГГУ) включился в эту работу одним из первых. Его ректор Алексей Душин подчеркивает: федеральная программа задала четкие ориентиры, которые, в свою очередь, определяют и стратегии развития университетов.
    Алексей Душин: На выпускников Горного буквально очередь работодателей, но, к сожалению, не это определяет выбор наиболее подготовленных абитуриентов.
    Алексей Душин: На выпускников Горного буквально очередь работодателей, но, к сожалению, не это определяет выбор наиболее подготовленных абитуриентов. / Татьяна Андреева/РГ

    С какой программой Горный участвует в "Приоритете 2030"?

    Алексей Душин: Она состоит из нескольких блоков. Первый, по которому сегодня проводится наибольший объем исследований, нарастающим итогом уже около 200 миллионов рублей, - стратегические проекты, решающие поисковые и фундаментальные задачи для отрасли. Это создание новых технологий для горнодобывающей промышленности, изучение свойств веществ. Второй - исследования в области экологии, поиск механизмов и способов снижения негативного воздействия на окружающую среду горнодобывающего и металлургического секторов. Третий - цифровизация и автоматизация, он сегодня развивается наиболее динамично, насчитывает уже 18 исследовательских проектов, в том числе реализованных.

    Мы также выделили семь стратегических направлений, вокруг которых выстраивается вся лабораторная база университета. Это направления, в которых Горный занимает стратегические ниши, обладает уникальными компетенциями, которые есть только у нашего вуза. Именно здесь мы создаем новые знания. Сегодня наш главный вектор - научно-исследовательская политика и развитие инфраструктуры, именно эти приоритетные направления вытягивают и политику в области образования, развития персонала и т. д.

    Почему строительству нового кампуса придается такое большое значение?

    Наличие программ одновременно в бакалавриате и специалитете, например по геологии,приводит к внутренней конкуренции

    Алексей Душин: Инфраструктура старейшего вуза Урала давно требует глобального обновления: самое молодое здание УГГУ построено в 1972 году, а есть объекты и 1913-го, 1916-го, даже 1847 года постройки. Общежитий тоже катастрофически не хватает, поэтому мы еще несколько лет назад начали прорабатывать этот вопрос. 22 октября губернатор Свердловской области подписал распоряжение о формировании региональной рабочей группы по созданию инновационной образовательной среды в кампусе Горного. И теперь в рамках этой структуры мы переупаковываем свой проект.

    Будут ли в нем участвовать предприятия? Ведь бизнес должен быть заинтересован в развитии научной деятельности университета…

    Алексей Душин: Безусловно, заинтересован, хотя по кампусу вопрос пока открытый. Да, мы готовим целый ряд предложений и ищем партнеров для участия в наших проектах. Например, подали заявку на создание исследовательского центра в области использования искусственного интеллекта для работы горнодобывающих предприятий по безлюдной технологии - это разработки с 15-летней перспективой. Это вообще сейчас одно из наиболее актуальных направлений: для автоматизации управления технологическими процессами необходимо обрабатывать большое количество данных. Конечно, в геологии, горном деле решающее слово всегда останется за человеком. Вместе с тем стоит задача повышения производительности труда, обеспечения нулевого травматизма, и безлюдные технологии в решении этих задач играют важную роль.

    Да, особенно учитывая дефицит кадров в реальном секторе.

    Алексей Душин: Сегодня в добывающей отрасли дефицит персонала примерно 10-15 процентов - у предприятий огромный запрос на подготовку кадров, и, чтобы его удовлетворить, мы стремимся наращивать контингент и в программу развития зашили такую задачу. Но результат зависит в том числе и от политики учредителя, правил, которые он устанавливает. Например, бюджетных мест по экономике у нас нет уже лет 20.

    Как это работает?

    Алексей Душин: Заявки формирует минпром региона и направляет в областное и федеральное министерства образования. Но мы-то готовим кадры практически для всей страны, не только для Среднего Урала!

    Ваши выпускники востребованы на рынке труда?

    Алексей Душин: У нас конкурс среди работодателей - на выпускников Горного буквально очередь, что, к сожалению, не является аргументом, определяющим выбор наиболее подготовленных абитуриентов. Да и при утверждении количества бюджетных мест не это играет главную роль, а средний балл ЕГЭ поступающих. А он у нас, увы, не самый высокий. Но ведь результаты ЕГЭ говорят не о качестве образования в нашем университете, а лишь о том, что мы работаем с теми школьниками, которых интересует карьера в промышленности. На мой взгляд, качество подготовки кадров в вузе определяет прежде всего лабораторная оснащенность и уровень научных исследований университета. Но мы, чтобы обеспечить дефицитными инженерными кадрами горную промышленность, вынуждены конкурировать с более престижными направлениями подготовки, например ИТ.

    Где же выход? Как заманить в технические вузы сильных ребят?

    Алексей Душин: Мы его нашли для себя в дополнительных образовательных программах. Всем студентам даем возможность за время обучения бесплатно получить еще одну дополнительную профессию - их 38 на выбор. Мы первыми в России запустили систему двух квалификаций в одном дипломе. С 2022 года все поступившие в УГГУ на программы высшего образования могут параллельно изучать и столь популярные сегодня информационные технологии, менеджмент и т. д. И это вполне оправданно: реальный сектор остро нуждается в отраслевых специалистах, которые к тому же разбираются в экономике или могут участвовать в цифровой трансформации предприятий.

    Кстати, в Горном университете появилось новое подразделение - "Цифровая кафедра". Что это такое?

    Алексей Душин: Она осуществляет подготовку по восьми программам в сфере ИТ: по большим данным, искусственному интеллекту и т. д. Сейчас на "Цифровой кафедре" обучаются 609 человек. С одной стороны, мы даем возможность студентам приобрести дополнительные компетенции, востребованные в промышленности, с другой - убираем конфликт между инженерными направлениями и ИТ, чтобы у талантливых школьников не было проблемы выбора. Ведь ключевой вопрос - увеличение количества обучающихся и повышение качества подготовки инженерных кадров.

    Есть надежда, что в ближайшие годы удастся этот конфликт прекратить?

    Алексей Душин: В этом году в шести университетах страны начался эксперимент, связанный с уходом от Болонской системы. Это не возврат к советской, а создание современной отечественной системы подготовки кадров с высшим образованием, в том числе и инженерных.

    Поскольку в России существовали две параллельные системы, у нас в вузе было сразу шесть уровней образования: СПО, бакалавриат, специалитет, магистратура, а также аспирантура и докторантура. Однако наличие, например, программ по геологии одновременно в бакалавриате и специалитете приводит к внутренней конкуренции. Программа специалитета понятна производственникам, "инженер-геолог" - это своего рода бренд. Но современным школьникам этот жесткий стандарт не интересен. Для них мы разработали программы бакалавриата, связанные с геологией: они более гибкие, позволяют добавить в учебный план экономику, менеджмент, что более привлекательно для ребят. Но такое дублирование создавало внутреннюю конкуренцию образовательных программ, в некоторых вузах даже привело к уходу от традиционных форм. Эксперимент призван навести с этим порядок, и, если по итогам нынешнего года он будет признан успешным, возможно, практику распространят и на другие российские университеты. Пока неизвестно, коснутся изменения только новых программ, нового набора либо всей системы сразу.

    В структуре УГГУ есть и колледж. Существование этого звена оправданно?

    Алексей Душин: Да, и мы бы хотели его сохранить. По нашим оценкам, примерно 50-75 процентов кадрового дефицита в горной отрасли - это как раз специалисты среднего звена. Инженеров готовить дольше, но и требуется их меньше. Хотя их дефицит тоже огромный, десятки тысяч человек, и, конечно, техник не заменит горного инженера. Но с точки зрения структуры спроса именно так: при 68 тысячах вакансий в отрасли более половины потребности - работники со средним профобразованием.

    Государство сегодня создает стимулы, чтобы школьники поступали в учреждения СПО, и результаты есть. Возрождаются потерянные за три десятилетия учебные заведения, направления подготовки. Мы среди тех, кто работает над решением этой задачи в рамках программы "Профессионалитет". Горный является партнером двух колледжей, ставших ядрами кластеров "Профессионалитета" в Свердловской области: по машиностроению и автоматизации - колледж имени Курочкина, в сфере металлургии - колледж имени Ползунова. Сегодня одна из главных проблем в этой сфере - нехватка педагогических кадров. Поэтому мы, обладая значительными компетенциями, активно расширяем нашу программу СПО по горно-металлургическому направлению. С одной стороны, это продиктовано потребностями рынка труда, с другой - интересами школьников, которые просчитывают свои образовательные, карьерные траектории и планируют после колледжа получить вузовский диплом. Для этого у нас есть все условия.

    P. S.

    Когда верстался номер, стало известно, что комиссия Минобрнауки подвела итоги участия вузов в программе "Приоритет 2030". По результатам защиты программы развития УГГУ занял 49 строку и получит 175 миллионов на реализацию стратегических проектов в 2024 году. Всего грантополучателями станут 118 вузов из 50 субъектов РФ.