25.12.2023 07:00
Поделиться

В пограничных портах Синьцзяна созданы прекрасные условия для бизнеса

Одинокий приграничный форпост в бескрайней пустыне стал центральным узлом "Экономического пояса Шелкового пути". В результате произошедших в последнее время перемен, порт Алашанькоу, расположенный на удаленной северо-западной границе Синьцзян-Уйгурского автономного района, воспользовался возможностями, которые предоставляются в рамках инициативы "Пояс и путь".
Грузовые поезда с товарами, следующие по маршруту Китай - Европа, дожидаются своей очереди в пограничном порту Хоргос.
Грузовые поезда с товарами, следующие по маршруту Китай - Европа, дожидаются своей очереди в пограничном порту Хоргос. / Чжао Гэ / Синьхуа

Алашанькоу, также известный как перевал Алатау - город в Монгольском автономном округе Боро-Тала, находящийся в 12 километрах от порта Достык в Казахстане. Он расположен на выходе к "Новому евразийскому сухопутному мосту", одному из шести основных торговых коридоров, предусмотренных в рамках инициативы "Пояс и путь". Сухопутный мост начинается от портового города Ляньюньган в провинции Цзянсу и заканчивается в голландском порту Роттердам.

Заместитель мэра Алашанькоу, Ли Цзянлинь, сообщил, что путь Алатау, служащий воротами в Центральную Азию и в Европу, является наиболее коротким, быстрым и экономически выгодным международным торговым маршрутом в рамках "Экономического пояса Великого Шелкового пути". По словам Ли, железнодорожное сообщение с Европой через Алатау славится своей стабильностью, оперативностью и высокой скоростью, что и делает его привлекательным для большого числа внутренних и внешних грузоотправителей.

С тех пор как в 2011 году начал действовать железнодорожный экспресс Китай - Европа, количество грузовых составов, проходящих через этот порт, возросло с первоначальных 17 до почти 6 тысяч в год. В общей сложности было создано 113 железнодорожных маршрутов, охватывающих 25 китайских провинций, районов и 21 страну. По железной дороге перевозится около 200 видов товаров, включая автомобили, автозапчасти, хлопковую пряжу и древесину.

Ли также отметил, что власти порта приняли ряд мер по упрощению таможенного оформления, благодаря чему удалось сократить время транзита импортируемых товаров на четыре часа и снизить транспортные издержки.

По состоянию на 3 ноября этого года объем грузооборота порта составил 22,38 млн метрических тонн, что на 5,1 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, объем импортно-экспортных торговых операций порта в прошлом году достиг 318,33 млрд юаней (около 4 трлн рублей).

Порт Хоргос, расположенный в 280 км к югу от перевала Алатау в Или-Казахском автономном округе - еще один процветающий пограничный порт в Синьцзяне. Хоргос - исторические ворота Китая. Название города происходит от казахского слова, которое означает "место скопления богатств", или от монгольского выражения, переводящегося как "место прохождения верблюжьих караванов". С января по октябрь этого года через него проследовало 6433 грузовых состава Китай - Европа, что на 9,8 процента превышает прошлогодний показатель.

Чэнь Пэндэ, заместитель главы таможенной службы Хоргоса, отметил, что порт Хоргоса является старейшим, наиболее мощным и полностью оборудованным первоклассным сухопутным портом Китая.

За первые три квартала этого года объем импорта и экспорта через Хоргос составил около 1,36 миллиона тонн, что на 120 процентов больше по сравнению с прошлым годом. Согласно местным статистическим данным, по состоянию на 3 ноября этого года экспорт автомобилей через Хоргос превысил отметку в 100 тысяч единиц, что более чем на 177 процентов больше по сравнению с показателями 2022 года.

Хоргос - процветающий пограничный порт в Синьцзяне и исторические ворота Китая

Гу Хайфэн, менеджер логистической компании в порту Хоргос, покинул провинцию Чжэцзян в поисках новых возможностей для развития своего предприятия. Благодаря растущим объемам экспорта, компания Гу с мая этого года переправила более 2 тысяч автомобилей в Европу и Центральную Азию. По его словам, клиенты из Казахстана, России и Беларуси отдают предпочтение китайским автомобилям, поэтому такие новые марки, как Li Auto, Geely и Zeekr, успешно продаются на этих рынках. Также Гу добавил, что транспортные компании, перевозящие китайские автомобили, могут пройти таможенную проверку в порту Хоргоса всего за два часа.

В последние годы, благодаря внедрению политики классификации и созданию платформы публичных информационных сервисов, процесс таможенного оформления в порту Хоргос значительно ускорился.

Саламат Абдильда, водитель грузовика из Казахстана, говорит, что ранее дорога между Хоргосом и Алма-Атой занимала пять-шесть дней. Теперь же, после упрощения таможенного оформления, это расстояние можно преодолеть за два дня. Пять лет назад объемы торговли между Китаем и Казахстаном пошли в рост. Абдильда воспользовался этой возможностью и приобрел 20-тонный грузовик для бизнеса по трансграничной перевозке грузов.

Абдильда занимается доставкой товаров в Китай каждые три дня, ежемесячно совершая семь-восемь поездок в оба конца. Он замечает, что одежда из Китая и разнообразная бытовая техника пользуются в Казахстане большим спросом.

Создание комплексной таможенной зоны в порту Хоргос способствует развитию трансграничной торговли и привлекает иностранные компании. Основной замысел этого проекта - более эффективное использование стратегического расположения порта и преимущества проводимой политики, включающей налоговые льготы и упрощение таможенных процедур.

Чжу Хунцзянь, представитель администрации таможенной зоны, говорит, что с начала текущего года здесь было зарегистрировано более 300 новых предприятий, занимающихся хранением и логистикой, трансграничной электронной торговлей и финансовым лизингом.

Первым иностранным предприятием, открывшим свое представительство в этой зоне, стала российская компания "Золотая Катюша", производящая продукты питания. С 2017 года она импортирует из Новосибирска пшеничную муку и рапсовое масло, которые затем используются для производства лапши, масла и печенья.

Юрий Басаргин, глава компании "Золотая Катюша", подчеркнул, что небольшое расстояние между Новосибирском и портом Хоргос, а также хорошо отлаженная система таможенного оформления позволяют осуществлять доставку материалов в течение двух дней. Юрий также добавил, что выгодные налоговые условия позволяют ему уверенно вести свой бизнес.

По словам Басаргина, ежемесячно импортируется около 500 тонн пшеницы и 100 тонн рапсового масла. Работа на фабрике по производству лапши, которая была приостановлена на три года из-за пандемии COVID-19, возобновилась в сентябре. Уже получены заказы от таких городов, как Чунцин и Чэнду в провинции Сычуань на юго-западе Китая, на поставку около 300 тонн продукции.

Басаргин назвал китайский рынок привлекательным и перспективным, отметив, что он изучает его постепенно, шаг за шагом.

1 ноября официально начала свою работу Синьцзянская пилотная зона свободной торговли - первая в северо-западном приграничном регионе Китая. Ожидается, что эта зона будет способствовать развитию ключевых торговых районов и сыграет важную роль в создании "золотого канала" между Азией и Европой.