26.12.2023 07:00
Поделиться

На смену привычным средствам делового общения пришли новые

Разнообразные средства делового общения - телефон, электронная почта, Skype - тихо уходят в прошлое, освобождая место для сложных интегрированных систем. Современные системы бизнес-коммуникаций и цифровые сервисы успешно работают по всему миру. Они предоставляют множество преимуществ, включая увеличение производительности, сокращение затрат на коммуникации, укрепление сотрудничества и повышение общей эффективности бизнеса.
В современном бизнесе успех нередко зависит от скорости принятия решений.
В современном бизнесе успех нередко зависит от скорости принятия решений. / РИА Новости

По словам программиста с 12-летним опытом работы, руководителя ИT-проектов Дмитрия Старикова, наиболее популярными технологиями в сфере бизнес-коммуникаций стали системы IP-телефонии, облачные системы, видеоконференции, мессенджеры для бизнеса и помогающие управлять отношениями с клиентом CRM-системы. Они позволяют организациям осуществлять голосовую и видеосвязь, обмениваться сообщениями, управлять документами в одной системе. Сюда же относятся и обычные мессенджеры вроде "Телеграм" или "Дискорд", который часто используют геймеры.

За последние несколько лет эти инструменты практически полностью заменили собой телефонную связь, личные встречи и частично электронную почту, отмечает директор практики инфраструктурного консалтинга и информационной безопасности Axenix (экс-Accenture, технологическая компания) Николай Ульрих. Все привыкли ими пользоваться.

Подобных инструментов множество, но они все выполняют одну-две базовые функции. Полных аналогов, например, Microsoft Teams среди российских решений пока нет. Поэтому многие компании используют сразу несколько решений.

Впрочем, российские разработчики не стоят на месте. После ухода западных вендоров появилась необходимость активнее внедрять российские системы для видеоконференций. При этом российским компаниям нужна не просто замена ушедшим решениям, а сервисы, полностью соответствующие требованиям бизнеса в новой реальности. И от отдельных функциональных платформ они переходят к разработке целой системы сервисов для бизнеса, что называется, под одним зонтиком. Так, например, отечественное решение от МТС Линк эволюционирует от платформы для обучения и проведения вебинаров к целой цифровой среде, в которой возможна совместная работа команд любой численности.

Маленьким - мессенджеры, большим - конференции

Особенности систем бизнес-коммуникаций могут отличаться в зависимости от размера бизнеса. Для микро- и малых предприятий, говорит Дмитрий Стариков, облачные системы коммуникаций могут быть наиболее подходящими, так как они требуют минимальных инвестиций в оборудование и обслуживание. Они позволяют масштабировать коммуникационные возможности в соответствии с растущим бизнесом.

По мнению ИТ-предпринимателя и венчурного инвестора Дмитрия Гачко, популярные российские решения для ВКС - "Яндекс.Телемост" и TrueConf. Сейчас их активно используют вместо американской Zoom госорганы. Из западных это уже немного устаревший Skype for Business или гибридный Cisco Webex. Из российских решений - CommuniGate Pro, которое функционально хорошо развито и поддерживает функциональность корпоративной АТС вместе с почтовым сервисом.

"Когда речь идет о микро и малом бизнесе, важным фактором становится бюджет. Российские технологии, как правило, предоставляют более доступные цены, что делает их привлекательным выбором для малых предприятий, подчеркивает ИT-маркетолог, руководитель маркетингового агентства Владимир Кривов. Уход западных вендоров повлек за собой ожидаемый рост отечественных сервисов - например, систем для видеоконференций, отмечает и Сергей Терещенков, генеральный директор ИT-компании AVATAR GAMES.

"Если раньше мы активно использовали Zoom, то теперь можем выбрать отечественный аналог не хуже, - говорит он. - Например, "Яндекс.Телемост" и "Видеозвонки.Майл.ру". Еще одно преимущество таких сервисов - это интеграция с другими сервисами, например, Тimepad - когда конференция сразу попадает в рабочий календарь.

Также для коммуникации используются популярные социальные сети: их мессенджеры подходят для видеозвонков между сотрудниками.

Современные системы бизнес-коммуникаций увеличивают производительность, сокращают затраты, повышают эффективность бизнеса

"Одна из систем, которую мы используем для связи между отделами, - это "Дискорд". Крутая штука, хотя она используется в основном в играх, но удобна и для коммуникации, может поддерживать сложную структуру чатов для общения. Продолжаем использовать Skype, исходя из пожеланий клиентов, но нам очень понравились VR-конференции, и мы считаем, что за ними будущее", - рассказывает Сергей Терещенков.

Малый бизнес, по его мнению, не так активно рвется к цифровизации и меньше меняет технологии, к которым привык. Чаще всего используются продукты, постоянно выпускающие обновления с учетом потребностей своих клиентов. Крупные компании, наоборот, стараются чаще улучшать автоматизированные процессы и упрощать себе работу. Как пример, нейросети начали использовать в подборе кандидатов на вакансии, а первое собеседование уже проводят чат-боты или голосовые роботы.

На этом фоне выделяются преимущества платформы МТС Линк, которая стала первым облачным сервисом на российском рынке видео-конференц-связи, поддерживающим интеграцию с SIEM-системами (Security Information and Event Management), что делает ее использование безопасней. Также система интегрируется с аппаратными ВКС-системами, в режиме докладчика позволяет выступающему демонстрировать участникам встречи презентацию в формате MS PowerPoint или Google Презентации, просматривая заметки к слайдам в том же окне. Началось и тестирование корпоративного мессенджера от МТС Линк, запуск планируется в 2024 году.

Российские технологии, как правило, предоставляют более доступные цены, что делает их привлекательными для малых предприятий

Основной технологический тренд в этой сфере сегодня - это унифицированные коммуникации, утверждает руководитель бизнес-юнита On Premise&Meetings (UCaaS, МТС Линк) Владимир Карпенко.

"Бизнес перестает мыслить отдельными технологиями и единицами оборудования: компании нуждаются в комплексных решениях, позволяющих справляться со всеми коммуникационными задачами. По определению Gartner, UCaaS-платформы включают в себя онлайн-встречи, интеграцию с переговорными комнатами, телефонию, мессенджер, интеграции с календарями и почтовыми сервисами, административный портал, дашборды.

Большинство провайдеров и поставщиков сервисов предлагают шифрование данных, аутентификацию пользователей и другие меры безопасности

Один из общих трендов для бизнеса любого масштаба - это импортозамещение. Однако если малые предприятия иногда продолжают закупать лицензии зарубежных сервисов, то крупные компании все чаще выбирают решения, которые входят в единый реестр отечественного ПО, и провайдеров, которые хранят персональные данные пользователей на территории РФ в соответствии с 242-ФЗ. Также для крупного бизнеса важны специфические функции коммуникационных платформ. Это возможность брендирования и маркетинговой аналитики онлайн-встреч и вебинаров, возможность проведения сразу нескольких крупных мероприятий одновременно и т.д.

Через призму безопасности

В отношении безопасности и утечки информации, современные системы бизнес-коммуникаций обычно обеспечивают высокий уровень защиты. Самыми безопасными решениями являются те, которые работают не в облаке, а on-premise - на серверах заказчика, говорит Дмитрий Гачко. По словам Дмитрия Старикова, большинство провайдеров и поставщиков сервисов предлагают шифрование данных, аутентификацию пользователей и другие меры безопасности для предотвращения несанкционированного доступа и утечки информации.

Основное требование к сервисам корпоративной коммуникации - это работа в изолированном закрытом контуре и в отдельном контуре от критической информационной инфраструктуры, считает Дмитрий Кичко, генеральный директор компании "Эдит Про" (Группа "Борлас", один из ведущих интеграторов ERP-решений на платформе "1С"). При выполнении этих условий угроза проникновения сторонних "пользователей" сведена к нулю.

Кроме того, платформы должны соответствовать требованиям законодательства и регуляторов для каждого сектора экономики, обеспечивать сохранность персональных данных пользователей платформ и защиту коммерческой тайны, напоминает Николай Ульрих. Важный момент - все инструменты должны быть импортозамещенными и находиться в реестре российского ПО.