22.01.2024 13:01
    Поделиться

    Почему ЕС хочет активизировать переговоры Армении и Азербайджана

    В понедельник, 22 января, в Брюсселе пройдет совет министров иностранных дел (СМИД) стран-членов Евросоюза. В повестку встречи, помимо центрового для глав МИД есовских стран украинского сюжета, а также обсуждения кризиса на Ближнем Востоке, включена проблематика отношений между Арменией и Азербайджаном. Как известно, ЕС стремится сыграть решающую роль в качестве посредника при урегулировании армяно-азербайджанских отношений и вывода Еревана и Баку на всеобъемлющий мирный договор. Открыв тем самым возможность для последующей евроатлантической интеграции этих стран и решив одну из своих важных геополитических задач - выдавливание России из Закавказья. Впрочем, до сих пор посредничество Брюсселя не привело к какому-либо прорыву, а процесс примирения Армении и Азербайджана, активизировавшийся по итогам второй Карабахской войны, забуксовал.
    Сергей Карпухин/РИА Новости

    Согласно информации на официальном сайте внешнеполитической службы ЕС, в ходе сегодняшнего СМИД верховный комиссар ЕС по внешней политике Жозеп Боррель "поднимет вопрос о необходимости усилить попытки процесса нормализации и ведущейся работы по укреплению отношений Евросоюз-Армения". Другими словами, речь пойдет о том, как оживить посреднические потуги европейцев после провала последних раундов переговоров между сторонами.

    Напомним, что в конце минувшего ноября Азербайджан отказался участвовать в контактах с Арменией на территории США из-за "предвзятой позиции" Вашингтона. Еще ранее - в прошлом октябре - президент страны Ильхам Алиев уклонился от контактов с премьер министром Армении Николом Пашиняном на европейской площадке со ссылкой на проармянскую позицию Франции.

    Подозрения Баку вызывают не только планы Парижа передать Еревану вооружения, включая системы ПВО, но и истинные цели гражданской миссии Евросоюза на территории Армении. Ее официально заявленная цель - "способствовать укреплению доверия, безопасности и стабильности, обеспечивая нормализацию армяно-азербайджанских отношений". Как рассказал "РГ" знакомый с ситуацией европейский дипломат, гражданская миссия ЕС была запущена в начале 2023 года по просьбе Еревана, который не смог провести данную инициативу через ОБСЕ. Первоначально часть сотрудников миссии была переведена в Армению из представительства ЕС в соседней Грузии. А в конце декабря 2023 года Брюссель принял решение об увеличении контингента этой миссии ЕС почти в два раза - до более 200 человек, которые сегодня размещены уже на пяти мониторинговых центрах неподалеку от границы Азербайджана. Основная задача "гражданских сотрудников миссии" - патрулировать границу между странами на всей ее протяженности и фиксировать все случаи нарушения перемирия или открытия огня. Которые, по логике инициаторов и организаторов данного проекта, могут исходить только с азербайджанской стороны. Другая неофициальная цель миссии ЕС - приглядывать за действиями российского миротворческого контингента в регионе.

    Министр иностранных дел России Сергей Лавров выражал сомнения в "легитимности" миссии ЕС, отмечал, что "она вызывает много вопросов" и может оказаться "контрпродуктивной". Кроме того, глава МИД РФ указал, что ОДКБ была готова направить свою мониторинговую миссию в Армению, но вместо этого армянские власти предпочли сотрудничать с ЕС.

    Говоря о перспективах переговоров Армения-Азербайджан при посредничестве ЕС нельзя не отметить, что сегодня Ереван, очевидно не без оглядки на своих западных партнеров выдвигает в качестве условия подписания мирного договора с Баку "международные гарантии безопасности". "Сейчас, по сути, работа дошла до того, что мы от Азербайджана, Азербайджан от нас взаимно хотим дополнительных гарантий того, что у нас нет скрытых друг от друга территориальных требований и амбиций", - передает News.am слова Пашиняна.

    Однако Баку заявляет, что этого не требуется поскольку основные условия для заключения мирного договора с Арменией уже созданы. "Армения хочет, чтобы у этого мирного договора были гаранты. Мы считаем, что в этом нет необходимости. Это будет мирный договор, который подпишут два суверенных государства", - цитирует интервью Ильхама Алиева местным телеканалам информагентство Sputnik.

    Зачем же Армении-члену ОДКБ понадобились дополнительные "гарантии безопасности"? Как представляется, причины этого заключаются в попытках правящей команды в Ереване сблизиться с Западом за счет сворачивания связей с Россией. Разумеется, такой курс не находит поддержки у большинства населения Армении. В этой ситуации нынешние армянские власти, фактически сдавшие непризнанную Нагорно-Карабахскую Республику, тиражируют тезис о том, что именно Запад способен обеспечить более эффективную защиту стране, чем союзники по ОДКБ. Не решаясь признать, что "сдача Арцаха" произошла как раз после провокационного поведения и демаршей Еревана в адрес Москвы и ОДКБ.

    В условиях возрастающего недовольства населения и падающих рейтингов команда Пашиняна стремится продемонстрировать народу свои успехи не только на переговорном треке с ЕС, но и в поисках защиты за океаном - в США. Для этого, надо полагать, и были проведены совместные американо-армянские военные учения Eagle Partner-2023 на территории Армении в сентябре 2023 года. А в начале текущего года в Ереване побывал главный сержант-майор Европейского командования США Роберт Абернети в рамках подготовки сержантского состава вооруженных сил Армении. Зачастили за океан и представители команды Пашиняна по национальной безопасности, включая секретаря совбеза страны Армена Григоряна.

    Внешнеполитические зигзаги армянской политической элиты, впрочем, не приносят ощутимых дивидендов рядовым гражданам страны. Фиксируемый в стране рост ВВП в 9 процентов обусловлен не западными инвестициями, а обеспечен во многом членством Армении в ЕАЭС.

    Биполярная позиция Еревана - получать финансово-экономические преференции и выгоды благодаря запущенным с подачи Москвы интеграционным процессам, а искать политической и военной защиты на Западе - вызывает все больше вопросов. Причем, у все большего количества граждан в самой Армении. С учетом возможной внутриполитической нестабильности и внешних угроз этой стране (Азербайджан и Турция все настойчивее продвигают проект по строительству Зангезурского коридора по территории Сюникской области Армении) едва ли кто-то кроме ОДКБ всерьез сможет прийти на помощь Еревану. Как это уже было в январе 2022 года во время беспорядков в Казахстане, когда государственность этой страны члена-СНГ удалось спасти от разрушения и хаоса именно ОДКБ. Кстати, при активном участии армянских военнослужащих.

    Но помнят ли об этом в Ереване? И хватит ли у армянского руководства воли и сообразительности не наступить на те же грабли в поисках защиты у новых друзей в ЕС и США?

    Поделиться