23.01.2024 15:52
Поделиться

Что потребуется Ростовской области для диверсификации угольной отрасли?

Добыча угля в Ростовской области сокращается второй год подряд. Как признают в областном минпромэнерго, в прошлом году она упала приблизительно на десять процентов. Статистические данные пока уточняются. Основной же причиной сокращения добычи и реализации твердого топлива являются санкции. Запрет на импорт угля из России, введенный в очередном пакете санкций со стороны западных стран, делает невозможными поставки на рынок Евросоюза. Эти страны являлись покупателями почти четверти добываемого компаниями Дона угля. По данным министерства, в 2021 году до 75 процентов угля отправлялось на экспорт. Правда, половина его объема приходилась на ЛНР и ДНР, которые тогда еще не были в составе России.

С началом спецоперации поставки угля в ЛНР и ДНР прекратились из-за боевых действий. Местная угольная промышленность пока переживает непростые времена - необходимы масштабные инвестиции.

Учитывая тот факт, что основной уголь, добываемый на Дону, энергетический, его потребление возможно только в условиях теплогенерации. Сейчас, например, изучается вопрос возобновления поставок донского антрацита на Зуевскую и Старобешевскую ТЭС в ДНР, а также на Луганскую ТЭС в ЛНР.

Тем не менее, как уточнили в региональном правительстве, донским угольным компаниям при поддержке властей удалось переориентировать сбыт на Индию, ОАЭ, Турцию и Египет. Сейчас прорабатываются маршруты поставок в Китай, страны ЮВА и Северной Африки.

В шахтах Ростовской области за 2022 год добыто почти шесть миллионов тонн угля, что является одним из самых высоких показателей за последние десять лет, за исключением 2021 года с рекордной добычей 7,3 миллиона тонн. Интересно, что примерно такого же показателя - 7,4 миллиона тонн - донские угольщики добились в 2007 году, рекордном за всю постсоветскую эпоху. Но уже в следующем году разразился мировой финансовый кризис, который повлиял и на угольную отрасль. Чтобы вновь приблизиться к рекорду, потребовались долгие 12 лет, но за последние два года добыча все же сокращается по объективным причинам.

Переориентация потоков ископаемого топлива на другие рынки - задача не одного дня. Например, в конце прошлого года Минэнерго РФ оценивало инвестиции, которые потребуются угольной отрасли для этих целей до 2030 года, в 1 - 1,2 триллиона рублей. Из них около 200 миллиардов - из федерального бюджета. Это позволит перенаправить экспорт угля в Азиатско-Тихоокеанский регион и стимулирует внутренний спрос. На эти средства предполагается построить и модернизировать железнодорожные пути Восточного полигона (БАМ и Транссиб), увеличить угольную генерацию, а также заместить импортное оборудование.

Переориентация экспорта угля с европейских рынков на Китай и Юго-Восточную Азию потребует ритмичной работы железнодорожного транспорта по всей России и увеличения пропускной способности угольных терминалов портов на Черном и Азовском морях.

В Ростовской области есть своя программа для этой отрасли - до 2035 года. В июле 2022-го, с учетом изменившейся обстановки в мире и рыночной конъюнктуры, утверждена новая редакция концепции развития угольной промышленности. В ней сказано, что особый интерес представляют угленосные площади Сулино-Садкинского месторождения антрацита в Белокалитвинском, Красносулинском и Усть-Донецком районах. Они в перспективе и станут центром добычи угля в Ростовской области. К 2030 году на перспективных участках путем модернизации существующих предприятий и строительства новых шахт возможно поэтапное увеличение добычи до семи миллионов тонн в год.

Что касается инвестиций в региональную отрасль, то пока никто из инвесторов от своих планов не отказывается - все переносится по срокам. Так, в Усть-Донецком районе на участке с запасами 78 миллионов тонн Южная угольная компания ведет строительство шахты "Садкинская-Восточная" производственной мощностью три миллиона тонн антрацита в год. Инвестиции в строительство превышают 9,9 миллиарда рублей. Завершить первый этап и сдать шахту в эксплуатацию планируется в 2026 году. Параллельно ведутся проектные работы для строительства шахты "Садкинская-Северная" и "Обуховская N1" в Красносулинском районе. Строительные и проектные работы угольные компании Дона выполняют на собственные средства и за счет кредитов.

При успешной диверсификации поставок угля и выхода на рынки Юго-Восточной Азии, Индии и Китая экспорт вырастет благодаря увеличению добычи угля на шахтах "Обуховская" и "Дальняя" и вводу в эксплуатацию шахт "Обуховская N 1", "Садкинская-Восточная" и "Садкинская-Северная", на балансе которых имеется значительное количество антрацита с высокими качественными характеристиками.

Минпромэнерго Ростовской области помогает предприятиям угольной отрасли. Так, угольные компании области за 2018 - 2022 годы получили от государства 630,1 миллиона рублей, включая субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам - 98,5 миллиона рублей, а также льготы по налогу на имущество и прибыль - 531,6 миллиона рублей.

Решаются и социальные проблемы работников и пенсионеров отрасли. В 2022 году за счет федерального бюджета фактически обеспечены бесплатным пайковым углем 6158 граждан льготных категорий. Программа поддержки действует и сегодня.

Работники отрасли говорят, что из-за санкций со стороны европейских стран могут возникнуть проблемы и с техническим обслуживанием, ремонтом и заменой действующего импортного оборудования и комплектующих. Импортозамещение в угольной промышленности и переход на отечественное оборудование займет немало времени и потребует возрождения тяжелого машиностроения или локализации производства. Впрочем, промышленный и научный потенциал России позволяет добиться такого результата при надлежащем финансировании.

По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Михаила Иванова, большая часть оборудования для добычи угля уже выпускается у нас в стране.

Наибольшим спросом пользуются электрические экскаваторы, а также буровые установки, конвейерное оборудование, механизированные крепи, проходческая техника, шахтные погрузочно-доставочные машины. Сильная зависимость от импорта наблюдается пока из-за нехватки, например, гидравлических карьерных экскаваторов и очистных комплексов для подземной добычи.