31.01.2024 19:30
Поделиться

Поставки дизеля из России в Бразилию выросли в 60 раз

По итогам 2023 года Россия стала крупнейшим экспортером дизельного топлива (ДТ) в Бразилию, нарастив по сравнению с прошлым годом поставки в 60 раз (с 101 тыс. до 6,1 млн тонн). Такие данные приводит Financial Times со ссылкой на статистику Kpler. В среднем за год более половины импортного ДТ в Бразилии оказалось завезено из нашей страны. Причем к концу года наша доля доросла до 85%.

Также в среднем за год в четыре раза выросли поставки в Бразилию российского мазута. Ранее главным поставщиком нефтепродуктов в Бразилию были США. В общих объемах экспорта ДТ из России поставки в Бразилию - это всего около 13%. Значительно большие отгрузки по итогам года были в Турцию, страны Африки или Ближнего Востока, но здесь важны другие факторы.

В первую очередь речь идет о БРИКС. Можно сколько угодно считать вес экономик стран, входящих в это объединение, и совокупные темпы их развития, но если между ними нет тесных торговых связей, толку от такого союза будет мало. За счет роста импорта наших нефтепродуктов по итогам 2023 года Бразилия вошла в топ-5 торговых партнеров России, закупив товаров на 10 млрд долл. Основная часть пришлась на оплату нашей нефти и нефтепродуктов.

За счет роста импорта российских нефтепродуктов по итогам 2023 года Бразилия вошла в топ-5 торговых партнеров нашей страны

Второй фактор связан с противодействием санкциям Запада против нашей страны и изменением направлений экспорта российского сырья. Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, ДТ является основной статьей экспорта российских нефтепродуктов, традиционно на него приходится более трети поставок - больше доля только у тяжелых дистиллятов (мазута). Ранее около 77% экспорта отечественного дизеля приходилось на страны Европы. Но после введения эмбарго (в феврале 2023 года) этот показатель стремится к нулю. Полностью перенаправить наше ДТ на рынки, куда теперь уходит российская нефть - в Индию и Китай, не получается. Эти страны имеют собственную развитую нефтеперерабатывающую промышленность и являются нетто-экспортерами топлива.

Сейчас просто нет альтернативного объемного рынка (сравнимого с европейским), на который можно было бы перенаправить экспорт нашего ДТ, поясняет эксперт. Необходимо искать отдельные, зачастую даже небольшие ниши. В этом плане Бразилия крайне привлекательна, поскольку в стране ощущается нехватка топлива и цены на него растут. Осенью прошлого года национальная корпорация Petrobras сообщила, что ее нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают с загрузкой 97%, но этого недостаточно, чтобы стабилизировать цены на дизель.

И это еще один фактор, перестройка всего мирового рынка нефти и нефтепродуктов привела к возникновению локальных дефицитов сырья и топлива. Бразилия являет собой яркий пример нефтедобывающей страны, где плохо развита нефтепереработка. В среднем местные НПЗ по ДТ удовлетворяли в 2023 году внутренний спрос лишь на 72,5%. Оставшиеся 27,5% (около 300 тыс. баррелей в сутки) приходилось покупать за границей. Ранее Бразилия спасалась ДТ из США, но сейчас основные объемы американского экспорта пошли в Европу вместо российского ДТ.

Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, в четвертом квартале прошлого года стоимость поставок дизельного топлива из российских портов оценивалась на 8,4 долл. за баррель ниже, чем из портов США в Мексиканском заливе.

По словам директора энергетической группы аудиторско-консалтинговой группы "Юникон" Рустама Шакурова, основой транспортной системы Бразилии является автомобильный транспорт. В стране одна из наиболее протяженных сетей автомобильных дорог. Причем грузоперевозки здесь также большей частью совершаются автомобильным транспортом, который чаще всего в качестве топлива использует ДТ. Экономика Бразилии и темпы роста инфляции сильно зависят от цен на топливо. Чрезмерный рост цен и дефицит топлива может привести к социально-экономическому кризису в стране. Таким образом, рост экспорта ДТ в Бразилию из России - это закономерный, обоюдно выгодный результат сотрудничества в условиях изменения мировой экономики.

Кроме того, для России еще важна диверсификация поставок, считает Андрианов. Конечно, есть наши постоянные партнеры в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), и в перспективе надо особое внимание уделить рынку Африки. В свою очередь, рынок Латинской Америки достаточно развит, там есть собственные крупные нефтедобывающие страны - те же Бразилия, Аргентина, Венесуэла. Зачастую у них недостаточно развита нефтеперерабатывающая промышленность, и поэтому они могут быть заинтересованы в импорте топлива. Важно подчеркнуть, что в Латинской Америке очень многое зависит от того, кто сейчас находится у власти - сторонники левых идей и независимого курса или проамериканские силы, отмечает эксперт.