06.02.2024 22:20
Поделиться

К чему приведет корректировка налоговых соглашений со странами Персидского Залива

Инициатива Минфина начать переговоры о корректировке соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с рядом стран поможет облегчить осуществление международной экономической деятельности, снимет бюрократические барьеры и улучшит условия для инвестиций и бизнеса, говорят эксперты, опрошенные "Российской газетой".

Ранее сообщалось, что Минфин предложил некоторым странам Персидского залива скорректировать СИДН. Об этом заявил замглавы ведомства Алексей Сазанов на встрече с бизнесом. Как отметили в пресс-службе министерства, за базу будет взята стандартная модель соглашения 10-10-10 с исключениями для госорганов, суверенных фондов и госкомпаний (то есть ставки налога у источника по дивидендам, процентам и роялти в едином размере 10%). В Минфине считают, что налоговые соглашения должны способствовать притоку иностранных инвестиций.

"Россия подписала соглашения со многими странами по автоматическому обмену финансовой информацией для налоговых целей. Данный обмен основан на "Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам", - напомнил в беседе с "РГ" старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Иванов. Одной из задач, которые решала эта инициатива, было повышение контроля за трансферным ценообразованием, не допущение размытия налогооблагаемой базы участниками внешнеэкономической деятельности и злоупотребления льготами, предусмотренными в СИДН.

В Россию привлекут больше инвестиций из стран Персидского залива

Иванов напомнил, что РФ ранее пересматривала соглашения с Кипром, Люксембургом, Швейцарией и другими странами, когда обнаруживались значительные бюджетные потери из-за недобросовестного использование СИДН. Это было возможно в виду того, что больше количество соглашений был заключены в 1990-х и устарели к середине 2010-х.

Эксперт подчеркнул, что в настоящий момент участники внешнеэкономической деятельности перестроили свои торговые потоки в связи с введенными санкциями в отношении России. И, вероятно, также начали перестраивать инвестиционные потоки и схему владения активами. По мнению Иванова, минфин в лице ФНС, используя систему автоматического обмена финансовой информацией, мог обнаружить тенденции к злоупотреблению льготами и ТЦО российскими компаниями в странах Персидского залива. "С учётом желания минфина перейти к выстраиванию налоговой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а не работы в формате постоянных ответов на внешние вызовы, логичным является шаг, направленный на развитие существующих СИДН со странами, которые начали более активно использовать российские участники внешнеэкономической деятельности", - сказал эксперт.

"Система двойного налогообложения между странами возникает тогда, когда один и тот же доход облагается налогом в двух разных странах, в которых юридическое и физическое лицо обладает налоговым резидентством или где доход был заработан", - объяснила завкафедрой "Государственное и муниципальное управление" Финансового университета при правительстве РФ Ольга Панина. Отмена обеспечит более справедливое распределение налогов между двумя странами и определит, какой доход и в какой стране будет облагаться налогом один раз. "Так удастся избежать ситуации двойного налогообложения как в стране резидентства и налогоплательщика, так и в стране источника дохода", - уверена эксперт.

В свою очередь, инвестиционный стратег УК "Арикапитал", доцент Финансового университета при правительстве РФ Сергей Суверов считает, что СИДН оптимизируют и минимизируют налоговую нагрузку инвесторов и при прочих равных будут способствовать росту инвестиций в российскую экономику со стороны стран Персидского залива. "Тем более что многие российские предприятия сейчас могут похвастаться существенной текущей рентабельностью и наличием долгосрочных перспектив", - подчеркнул Суверов.