Поделиться

    Зачем в ЦФО пытаются ввозить вторсырье из-за рубежа

    Около 90 фур, перевозивших свыше 1,1 тысячи тонн отходов, не пропустили в страну сотрудники Смоленской таможни за 2023 год.
    Продукция, изготовленная из вторичного сырья, на 30–40 процентов дешевле, чем из первичного.
    Продукция, изготовленная из вторичного сырья, на 30–40 процентов дешевле, чем из первичного. / Владимир Гердо/ТАСС

    - Мобильные группы возвратили на территорию Беларуси 836 тонн полимерных отходов, 118 тонн лома металлов, 77 тонн макулатуры, 66 тонн автомобильных шин и 20 тонн стеклобоя, - сообщил начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Илья Зальмензон.

    Связано это было либо с запретом на ввоз, либо с отсутствием необходимых разрешительных документов. Порядок ввоза вторсырья закреплен Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением правительства РФ от 17.07.2003 г. N 442, напомнили на таможне.

    На первый взгляд ситуация парадоксальная: зачем покупать шины или стеклобой за рубежом, если такого добра полно и внутри России? Что до макулатуры и полимерных отходов, то их прием во многих городах за последний год сократился. Закрываются и одиночные, и сетевые пункты сбора вторсырья, поскольку сдавать его на переработку приходится по более низким ценам.

    По сравнению с 2022 годом серьезно подешевели все виды вторсырья, отмечал ранее в беседе с "РГ" директор мусоросортировочного завода на полигоне ТКО под Воронежем Игорь Дмитриев:

    Сырье из качественно отсортированных отходов очень востребовано зарождающейся российской отраслью переработки

    - Цена на пластик снизилась в среднем на 10-15 процентов. На картон - с семи-восьми рублей до четырех. Причин несколько, одна из них, конкретно по картону, в том, что многие производители упаковки, гофротары, на которую идет как раз вторсырье, поставляли ее на экспорт. Этого экспорта стало меньше, соответственно упал и спрос. Пункты сбора вторсырья стали закрываться еще и потому, что переработчики при приемке ставят большой процент засора. То есть они примут этот грязный картон, просто оценят его дешевле. Чистый-то поступает, например, от сетевых ретейлеров. А мы получаем более грязный и влажный картон в силу того, что в области нет системы разделения коммунальных отходов на сухие и мокрые. В Воронеже есть дворы, где установлены специальные разноцветные контейнеры, но люди не соблюдают этого разделения. И достаточно одного пакета с объедками, чтобы испачкать те отходы, из которых можно было бы извлечь качественное вторсырье.

    Та же проблема возникает и с другими полезными фракциями. На мусоросортировочных заводах вручную отбирают пластик различных видов (ПЭТ, ПНД, ПВД, полипропиленовые ящики, канистры). Но выхватывать с ленты транспортера, скажем, невесомые одноразовые контейнеры из-под тортов или готовой еды на данный момент невозможно: их не удастся сдать с прибылью, которая бы оправдала наем дополнительных рабочих.

    - У нас был подобный опыт. Это нецелесообразно, - подчеркнул Дмитриев. - Мы отберем эту фракцию, отвезем переработчику - тот зафиксирует засор 50 процентов, и доходы от сдачи не покроют даже стоимости перевозки. Конечно, пытаемся справляться с изменением экономических условий. Делаем упор на сортировку основных видов пластика, более дорогих фракций, которые можно выгодно реализовать. Пул переработчиков в целом не меняется. Картон возим в Липецк, стекло - в Ростов (с тех пор как завод РАСКО в Воронеже обанкротился), металлы - в Волгоградскую область. Основные виды пластика перерабатывают в Воронеже, Подмосковье, Владимире, Белгороде. Резину принимают в Московской области. Отбираем пленки, тетрапак, черный металл и алюминиевые банки... В год мы принимаем 440 тысяч тонн ТКО, из них 65-85 тысяч - крупногабаритные отходы, которые не проходят сортировку. На переработку отправляется около двух тысяч тонн.

    Неужели импорт отходов для переработчиков выгоднее, чем сбор и покупка вторсырья внутри страны? Выходит, что да.

    - Подавляющая часть отходов, проходящих через Смоленскую таможню, идет не из Беларуси, а из стран Восточной Европы. Качество сортировки и подготовки вторсырья там выше, чем в России. А стоимость и необходимость переработки накапливаемых отходов вынуждает сборщиков снижать цены и искать пути провоза их к местам дешевой переработки. Одним из таких мест, безусловно, является Россия, - пояснила "РГ" кандидат экономических наук, заведующая кафедрой политической экономии и истории экономической науки РЭУ имени Г. В. Плеханова Светлана Мудрова. - Увеличение потока вызвано резким подорожанием стоимости переработки отходов в Европе. Так, стоимость электроэнергии в Краковском воеводстве (Польша) в пересчете со злотых составляет сейчас 25-28 рублей за киловатт-час. Для сравнения: в Московской области, одном из самых дорогих регионов России, тарифы установлены на уровне семи - девяти рублей за киловатт-час. Существенно выросла в Европе и заработная плата в сфере переработки, до 1000-1200 евро на человека.

    Обязательства по утилизации отходов в ЕС действуют примерно с 2000 года и с каждым годом ужесточаются. В России же эти обязательства начинают работать только с 2024-го с перспективой ужесточения в течение трех лет, отметила эксперт. По ее словам, многие промышленные предприятия до сих пор не сортируют своих отходов и отправляют их сразу на полигоны.

    - Между тем сырье из качественно отсортированных отходов очень востребовано зарождающейся российской отраслью переработки. Продукция, изготовленная из вторичного сырья, на 30-40 процентов дешевле, чем из первичного, и практически не уступает ей по качеству, - добавила Мудрова. - И пока в России не заработает в полной мере программа, которая вынудит предприятия организовывать качественную сортировку и подготовку собственных отходов для переработки, переработчики будут искать пути получения недорогих отходов из Европы. Не приходится сомневаться, что с 2024 года ситуация начнет меняться в лучшую сторону. Однако хотелось бы сразу обратить внимание на серьезную проблему, которая нас ожидает. В России отсутствует эффективная и доступная связь между генераторами отходов и предприятиями-переработчиками. До сих пор не существует единой информационной площадки, где генераторы отходов могли бы размещать свои предложения, а переработчики - приобретать вторсырье. Вузы вместе с индустриальными партнерами готовы предоставить участникам рынка данные исследований и разработки в сфере зеленой экономики.

    Поделиться