издается с 1879Купить журнал

"Я сам сделался оловянным солдатиком..."

Детские воспоминания и взрослые размышления белого генерала Владимира Марушевского

Какой мальчишка в детстве не играл в солдатики? Кто-то подходил к этому как к забаве, кто-то относился серьезно. Как известно, в советское время солдатики выпускались в основном в простом исполнении с упором на массовость и без большого внимания к деталям1. Иначе было до революции, о чем рассказывают публикуемые впервые яркие воспоминания генерала В.В. Марушевского.

Оловянная Российская императорская гвардия 1914 г.

ТАСС

Оловянная Российская императорская гвардия 1914 г.

Отношение к военно-исторической миниатюре в ту эпоху было более строгим. Солдатики изготавливались из олова и отражали внешний облик конкретных полков русской армии. Когда менялась униформа, производились новые выпуски оловянных фигурок. В наши дни эта культура возродилась - выпускаются точные военно-исторические миниатюры, ставшие предметом коллекционирования не только детьми, но и взрослыми.

Автор воспоминаний генерал-лейтенант Владимир Владимирович Марушевский (12.07.1874-24.11.1951) был крупной фигурой в истории русской армии. Высокообразованный офицер Генерального штаба, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн, георгиевский кавалер. В 1916-1917 гг. Марушевский командовал бригадой и дивизией русских войск во Франции, осенью 1917 г. стал последним начальником Генерального штаба старой России, а с осени 1918 г. принимал участие в Белом движении в качестве командующего русскими войсками на Севере России. Навсегда покинув родину летом 1919 г., он обосновался в Венгрии, а затем в Хорватии, где прожил долгие годы как простой русский эмигрант. В эмиграции он и написал свои воспоминания.

Широко известны воспоминания Марушевского "Год на Севере" о событиях Гражданской войны2. Как оказалось, это лишь небольшая часть мемуаров. В Хорватском государственном архиве в Загребе сохранились неизвестные даже специалистам неопубликованные фрагменты воспоминаний генерала, касавшиеся его дореволюционной жизни. Среди них и публикуемый ниже рассказ "Оловянные солдатики".

Генерал В.В. Марушевский (1874-1951).

Воспоминания публикуются по современным правилам орфографии и пунктуации при сохранении стилистических особенностей. Явные ошибки исправлены без оговорок. В комментариях все даты отечественной истории до февраля 1918 г. приведены по старому стилю.

Выражаю благодарность за содействие д.и.н. А.Ю. Тимофееву (Белград).

Оловянные солдатики

Владимир Марушевский

Пожалуйста, не думайте, что это совсем глупая тема для маленького очерка. Эти крошечные бездушные фигурки отражали или, как говорят нынче, - отображали в себе целые эпохи в жизни того или другого народа, воспитывали целые поколения мальчишек и готовили из них будущих героев.

"Неодушевленный народ"*

Я познакомился с этим неодушевленным народом сейчас же после войны, ох! Страшно подумать! - после войны с турками семьдесят лет тому назад3. Помню светлую комнату на старой даче, у бабушки в Петергофе, помню моего дядю Александра4, только что вернувшегося из похода, и его "шипкинскую" медаль за войну5. Шипкинские медали были "серебряные", в отличие от других бронзовых, которыми были украшены все участники войны. Это дядя Саша привез мне первую коробочку моей оловянной армии. Конечно, там были и турки в красных фесках, и русские в тогдашних "кепи". Мне особенно запомнился маленький паша с позолоченной грудкой, в синем мундире, на красивой вороной лошади. Турки с ружьями "наперевес" идут в атаку, русские стреляют, что изображалось крошечным клубочком дыма с золотыми и красными искрами. С этого момента моя маленькая армия начала жить, но как-то урывками, случайными подарками деда или отца, старого кадета еще николаевской эпохи6.

В то далекое время формы даже армейских частей были необычайно красивы. Мои солдатики носили каски с черными и белыми султанами в виде опрокинутых тюльпанов, груди покрывали красные лацкана, оттененные белыми ремнями, на которых носили ранцы. Трубачи, горнисты и барабанщики были покрыты по груди и рукавам широкими золотыми и желтыми шевронами и, в отличие от других чинов полка, носили ярко-красные султаны. В этой яркой форме музыкантов сказывалось рыцарство и человеколюбие старого времени. Музыканты не были бойцами, по ним не стреляли, и их могла уложить лишь случайная пуля.

Кстати припомню, что в императорские времена французы одевали своих музыкантов в цвета так сказать "обратные" форме обмундирования полка. Если гиды7 носили зеленые венгерки и амарантовые8 чакширы9, то их трубачи были одеты в амарантовые венгерки и зеленые чакширы. С годами все эти "сентименты" времени моего детства ушли в небытие. Да правду сказать, командуя полком10, я чаще всего при наступлениях оставлял своих музыкантов в обозе, способы управления изменились, а с демократизацией армии сигнала трубой или барабаном уже было недостаточно, а вся тяжесть управления боем легла на офицеров. Офицер первый выскакивал из траншеи при атаках, и только по его примеру подымалась рота. Этим и объяснялись страшные потери в офицерах в первые годы войны [19]14-[19]18 годов и легкость революционной пропаганды в армии, набитой полуграмотными прапорщиками.

Униформа русской армии эпохи Александра II.

Недолго моя оловянная армия покрасовалась в своих красках и галунах. В [18]81 году пал от руки убийц император Александр II11 и на престол вступил царь Александр III12, прозванный народом "царем-миротворцем". Несмотря на свою репутацию какого-то "чудовища", по словам изолгавшейся революционной литературы, император Александр III был большим демократом в своих вкусах, да, пожалуй, и в своей политике. При нем в первый раз в монархической России раздались звуки революционной Марсельезы13, а в Финляндии, где государь любил проводить лето, он как-то в своем присутствии приказал сыграть, к ужасу капельмейстера, архиреволюционный "Або-Бьернеборгский" марш14.

Демократические вкусы царя отразились прежде всего на армии. Исчезли красные лацкана, тюльпанообразные султаны и каски, и кепи с золотыми орлами. Исчезли в армии уланские и гусарские полки15. Кирасиры, уланы, гусары и конно-гренадеры остались только в гвардии. Вся пехота была одета в однообразные мундиры на крючках вместо блестящих пуговиц, а на головах имела низкие барашковые шапки. Вся конница была переформирована в драгунские полки с однообразной, весьма упрощенной формой. Полки различались только цветом воротников и кантов.

"Синие уланы с белыми султанами..."

Переоделась и моя оловянная армия. Кстати сказать, в 1885 году я заболел тифом в очень тяжелой форме, а под весну [18]86 года принес из гимназии корь - тоже в тяжелой форме. Месяцы моего оздоровления от этих двух заболеваний сопровождались бесконечными подарками и - главным образом - в оловянных солдатиках. Несмотря на упрощенные формы пехоты и армейской конницы, формы гвардии оставались все же очень красивыми. На моих столах появились все четыре кирасирских полка, красные казаки Его Величества, голубые атаманцы и малиновые уральцы. За ними следовали конно-гренадеры в касках с черными кошками, синие уланы с белыми султанами и красные, расшитые золотом гусары. Были у меня полки и варшавской гвардии16, и красный государев конвой, и даже Гвардейский жандармский полуэскадрон в голубых мундирах и серебряных касках. Пехота в своих однообразных формах была не так красива, но импонировала своей многочисленностью.

Каждый полк был представлен конным полковником, двумя пешими офицерами, знаменщиком, двумя музыкантами и двадцатью четырьмя солдатами с ружьями по-старому на плечо, то есть стойке в правой руке в строго-вертикальном положении. Не очень-то легко было выучиться ходить церемониальным маршем с тяжелой винтовкой в этом положении!

Мои конные полки были составлены лишь из двенадцати всадников, но, принимая во внимание, что я был обладателем пятнадцати конных полков - я чувствовал себя маленьким Мюратом17 или Зейдлицем18.

Французские оловянные солдатики.

Была, конечно, и пешая, и конная артиллерия с крошечными золотыми пушками на зеленых колесиках. Все это оловянное воинство, в порядке расставленное на большом столе в столовой, привлекало взоры даже взрослых. Помню, как дядя Жоржа19 укладывался где-нибудь на диване и, пуская кольцы табачного дыма, иллюстрировал мои парады своими замечаниями. "Как красивы твои кавалергарды, как хороши уланы с тонкими пиками с красно-белыми флюгерами....", и вдруг его доброе лицо освещалось радостной улыбкой: "Э! да вон там и казачки идут!"

Милый, добрейший дядя Жоржа! Несмотря на свою гражданскую службу, он с умилением говорил об армии. А вот другой дядя, Владимир20, тот критически относился к моей пламенной любви к военщине, несмотря на то, что сам носил блестящую форму Кирасирского полка. "Опять солдаты", говорил он, видя мои подарки на елку или на Пасху. Пожалуй, что и прав был мой красавец-дядя! Началось с солдатиков, а потом моя военная служба съела две трети моей жизни для того, чтобы после блестящей карьеры я очутился в чуждой мне стране, в старом разваливающемся домишке, с полуголодным режимом после завоевания всяких свобод и великих демократических достижений. Нет! Лучше уж думать о моих солдатиках.

Наступало время франко-русского союза21. У меня появился целый французский лагерь, с офицерами в кепи, в касках, с генералами в треуголках. Синие мундиры, красные штаны с синими и золотыми лампасами запестрели среди моей армии. Появился у меня и целый большой полк тюркосов в синих куртках и белых чалмах. Я не понимал только, отчего у моих тюркосов офицеры были во французской форме и красных кепи. Все это мне дано было уразуметь много позже с ростом моего военного образования.

"Война научила меня многому..."

А тем временем все мы подрастали. В двенадцать-тринадцать лет я с Колей Соллогубом22 и Степой Ипановым23 еще устраивали кровопролитные сражения, но солдатики постепенно теряли свои краски, конница ломалась на своих тонких ножках, стало уже скучно укладывать моих воинов в отдельные коробки. Моя оловянная армия умирала. Помню один из матросиков Гвардейского Экипажа как-то попал в ящик больших часов в столовой комнате - да так и простоял там до памятного [19]17 года и исчез там вместе с моей ценной обстановкой в вихре так называемой бескровной революции.

Отошла красивая эпоха моего детства и отрочества. Я сам сделался оловянным солдатиком. Да! Оловянным!! В узких рамках моей обожаемой военной службы, в общении исключительно с военным миром, влюбленный в моих товарищей, в моих начальников, на которых мне везло исключительное счастие, - я сам попал в "деревянную коробочку", где и просуществовал до памятного 1904 года.

Макет сражения при Йене. Из альбома Императорской Николаевской военной академии.

Эта проклятая война24 выбросила меня из рамок всего того, чем я жил, как ребенок до тридцатилетнего возраста. Уходя на эту войну, я был проникнут непоколебимой верой в наши победы над маленьким, казалось мне, ничтожным народом. Война научила меня многому, научила критически оценивать всю мою довоенную работу и заставила меня с ожесточением добиваться всевозможных реформ и нововведений. Не могу не вспомнить моих работ по полной переделке топографического отдела штаба гвардии и Петербургского округа; моих "революционных" предложений в проекте Всеподданнейшего отчета великого князя Николая25, моего проекта приказа о летних сборах... Все это создало мне отличное положение в тех кругах, в которых и которыми я жил. Кратко скажу - я перестал быть оловянным солдатиком, а, между тем, в период академической жизни26 мне пришлось встретить этих друзей моего детства в стенах самой академии.

В год моего вступления в академию, или немного раньше27, умер старый генерал Суханов-Подколзин28 и завещал академии свой небольшой музей старых эстампов, оружия, книг и разных других старинных вещей еще николаевской эпохи. Среди этих ценностей находился огромный стеклянный футляр, покрывавший целое поле сражения под Йеной29, величиною в несколько квадратных метров. Были там целые деревни, поля, перелески, овраги, речки... Все это было покрыто полчищами оловянных немцев в белых и голубых мундирах. Они бежали, сдавались, повернув ружья прикладом вверх30.

Хорватский государственный архив (HDA). HR-HAD-810. К. 1. Подлинник. Рукопись.

  • * Подзаголовки добавлены редакцией.
  • 1 Замилов Т. "Золотой век" советских солдатиков // Старый Цейхгауз. 2013. N 56. С. 95-99.
  • 2. Марушевский В.В. Год на Севере // Белое дело. Берлин, 1927. Кн. 2. С. 21-61; Кн. 3. С. 15-52; Его же. Год на Севере (август 1918 - август 1919 г.) // Белый Север. 1918-1920 гг. Вып. 1. С. 170-341.
  • 3. Речь идет о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В.В. Марушевскому тогда было около четырех лет.
  • 4. Лыткин Александр Сергеевич (01.10.1856-27.09.1890) - штабс-капитан, дядя В.В. Марушевского по матери.
  • 5. Речь идет о событиях обороны Шипкинского перевала русскими и болгарскими войсками в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
  • 6. Марушевский Владимир Иванович (?-29.01.1909) - отец В.В. Марушевского, окончил 1-й кадетский корпус.
  • 7. Гиды - конные егеря, легкая кавалерия.
  • 8. Амарантовый цвет - оттенок бордового.
  • 9. Правильно - чакчиры - гусарские штаны со штрипками.
  • 10. Речь идет о командовании В.В. Марушевским в 1915-1916 гг. 7-м Финляндским стрелковым полком.
  • 11. Александр II (17.04.1818-01.03.1881) - российский император (1855-1881) из династии Романовых.
  • 12. Александр III (26.02.1845-20.10.1894) - российский император (1881-1894) из династии Романовых.
  • 13. Марсельеза - песня времен Французской революции. Русский текст "Марсельезы" был написан революционером П.Л. Лавровым и опубликован в 1875 г., т.е. при Александре II. Первое официальное исполнение "Марсельезы" в России как французского гимна действительно состоялось при Александре III.
  • 14. Марш Бьернеборгского полка - популярный в Финляндии парадный марш.
  • 15. Речь идет о военных преобразованиях июля 1882 г., когда все уланские и гусарские полки были преобразованы в драгунские.
  • 16. Гвардейские части, квартировавшие в Варшаве.
  • 17. Мюрат Иоахим (25.03.1767-13.10.1815) - маршал Наполеона, знаменитый французский кавалерийский начальник.
  • 18. Зейдлиц-Курцбах, фон Фридрих Вильгельм (03.02.1721-08.11.1773) - барон, прусский военачальник, командующий кавалерией армии Фридриха Великого.
  • 19. Марушевский Георгий Иванович (около 1850-10.06.1890) - дядя В.В. Марушевского.
  • 20. Лыткин Владимир Сергеевич (1862-01.1892) - дядя В.В. Марушевского по матери.
  • 21. Военно-политический союз России и Франции был оформлен в 1891-1892 гг.
  • 22. Соллогуб Николай Андреевич (Андрианович) (17.05.1875-?) - сын тобольского губернатора А.А. Соллогуба, покончившего с собой 24.08.1874. Друг детства В.В. Марушевского. Впоследствии - полковник Лейб-гвардии гусарского полка. В эмиграции - в Германии.
  • 23. Ипанов Степан - сын чиновника министерства народного просвещения. Друг детства В.В. Марушевского.
  • 24. Речь идет о Русско-японской войне 1904-1905 гг.
  • 25. Николай Николаевич (младший) (06.11.1856-05.01.1929) - великий князь, дядя императора Николая II, генерал-адъютант, генерал от кавалерии, главнокомандующий войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа.
  • 26. Речь идет о периоде обучения В.В. Марушевского в Николаевской академии Генерального штаба в 1899-1902 гг.
  • 27. В.В. Марушевский поступил в академию в 1899 г., а Г.Г. Суханов-Подколзин умер в 1900 г.
  • 28. Суханов-Подколзин Гавриил Гавриилович (15.08.1850-01.08.1900) - генерал-майор, камергер.
  • 29. Сражение под Йеной произошло 14 октября 1806 г. между французской и прусской армиями. Прусские войска потерпели поражение.
  • 30 .На этом рукопись обрывается.