издается с 1879Купить журнал

"Мусорянин" из рода Рюриков: 185 лет назад зажглась звезда Модеста Мусоргского

21 марта 2024

Модеста Мусоргского называют композитором, опередившим время. Он не был принят современниками, но сегодня считается третьим по частоте исполнения произведений русским композитором в мире. Его опера "Борис Годунов" не принесла богатства, но прославила имя Мусоргского на весь мир.

Мусоргский М.П., 1881 г.

Матэ В.В.

Мусоргский М.П., 1881 г.

Будущий композитор родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в родовом имении отца, потомка древнего княжеского рода, ветви, происходящей от Рюриковичей.

Мальчика с раннего детства учили игре на фортепиано - сначала с ним занималась мама, а затем профессиональный учитель. В семь лет Модест освоил произведения Листа, участвовал в домашних концертах.

Он очень любил русские сказки, которые ему рассказывала няня. "Сын старинной русской семьи. Под непосредственным влиянием няни близко ознакомился с русскими сказками. Это ознакомление с духом русской народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления еще с самыми элементарными правилами игры на фортепиано", - рассказывал композитор в своей биографии. Впоследствии эта любовь скажется на его творчестве.

Модест Мусоргский в Школе гвардейских подпрапорщиков.

Дед и прадед Мусоргского были офицерами, поэтому детям в семье пророчили военную карьеру. Десятилетнего Модеста и его старшего брата Филарета отправили в Петербург. Будущий композитор учился в известной школе Петришуле, изучал иностранные языки, брал уроки игры на фортепиано, выступал на домашних концертах.

В 12 лет он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учился хорошо, параллельно начал писать музыку. Первое произведение Мусоргского называлось "Porte-enseigne polka" (полька "Подпрапорщик") - это была пьеса для фортепиано.

Модест, как и хотел его отец, стал военным - после юнкерской школы он начал служить в Преображенском полку, продолжая заниматься музыкой. Но его жизнь перевернуло знакомство с Александром Даргомыжским и Александром Бородиным: Мусоргский вошел в знаменитый кружок "Могучая кучка", который был образован Милем Балакиревым.

"Соединить военную службу с искусством - дело мудреное", - писал Модест и в 1858 году решился выйти в отставку, посвятить себя композиторскому делу.

Мусоргский много учился, писал романсы и песни на народные темы, что было необычно для молодого человека, вхожего в светское общество. Его инструментальное произведение "Интермеццо" оказалось вдохновлено картинкой из жизни крестьян в родной Псковской губернии.

В своей биографии композитор вспоминал: "Вдали показалась толпа молодых баб, шедших с песнями, с хохотом по ровной тропинке. У меня мелькнула в голове эта картина в музыкальной форме, и сама собою неожиданно сложилась первая "шагающая вверх и вниз" мелодия а-ля Бах".

Модест продолжил писать "народные картинки", в число которых вошла "Иванова ночь на Лысой горе" для оркестра - это произведение автор много раз переделывал, но оно ни разу не было исполнено при его жизни.

Вокальный цикл "Детская", включавший семь пьес, сделал Мусоргского известным за границей; его высоко оценил Ференц Лист. Далее русский композитор сделал попытку создать оперу "Саламбо" (основа - роман Гюстава Флобера), но так ее и не дописал. В итоге это произведение стало частью единственной оперы, которую Мусоргский закончил полностью - "Борис Годунов".

Этим грандиозным произведением композитор начал заниматься в 1868 году. Либретто он писал сам, основывался на трагедию Пушкина, а также "Историю государства Российского" Карамзина. В изначальном варианте в опере должно было быть два действующих лица - царь и народ. Но такой вариант (а, точнее, новаторская, не каноническая по тем временам музыка) не устроил дирекцию императорских театров. Ее члены отказали Мусоргскому "из-за отсутствия центральной женской партии".

Композитор не сдался, и в 1872 году представил второй вариант, с героиней Мариной Мнишек, любовной линией и переработанным финалом. К этому времени отрывки из оперы Мусоргского уже исполнялись на большой сцене, но Мариинский театр постановку отверг. Помогла только поддержка труппы и оперной певицы Юлии Платоновой - она настояла на включении "Бориса Годунова" в ее бенефис.

В итоге премьера главного произведения композитора состоялась 27 января 1874 года.

Публика была в восторге, критики возмущались, что автор представил народ "глупыми, простыми, ни на что не годными людьми". Поэтому оперу поставили в театре всего 15 раз за восемь лет.

В 1896 году "Бориса Годунова" вернули на сцену в редакции друга Мусоргского, композитора Николая Римского-Корсакова. Существует не менее семи версий этой оперы, в числе которых есть вариант Дмитрия Шостаковича.

Зарубежная премьера "Бориса Годунова" прошла в Париже в 1908 году. Сегодня это одна из самых известных русских опер, которые ставятся на мировых сценах. В одной из дореволюционных постановок заглавную партию исполнял Федор Шаляпин.

Многие широко известные ныне произведения Мусоргского не были приняты его современниками. "Картинки с выставки", "Без солнца", "Песни и пляски смерти" были новаторскими, но их критиковали даже друзья из "Могучей кучки".

Вторая историческая опера композитора - "Хованщина" (ее Мусоргский начал писать до "Бориса Годунова") - также была много раз отредактирована Римским-Корсаковым, Шостаковичем, Стравинским, Равелем. В основе либретто - события 1682 года, переломный период в жизни Руси.

Окончательно оперу дописал Римский-Корсаков. Но Мариинский театр отказался ставить "Хованщину" на своей сцене, в итоге премьера состоялась в любительском музыкальном кружке.

Одно из последних произведений - оперу "Сорочинская ярмарка" - Мусоргский также закончить не успел. Из-за нехватки денег, композитор служил в разных ведомствах. Он пристрастился к алкоголю, жил в имении брата, у знакомых. В 1879 году он отправился в поездку на юг с певицей Леоновой - аккомпанировал ей на выступлениях. Но по возвращению домой его отчислили со службы, он снова начал пить.

Одна из последних встреч у Мусоргского случилась с художником Репиным. По воспоминаниям, 2 марта 1881 года в столичный Николаевский военный госпиталь пришел посетитель с холстом. Он пришел к давнему другу, госпитализированному с нервным истощением и белой горячкой. Тогда Репин написал широко известный и единственный прижизненный портрет Мусоргского. Композитор скончался от удара 28 марта 1881 года. Ему было всего 42 года.

"Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям... - вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться". Цитата из письма Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 года.

Мусорянин (так звали композитора друзья) был отзывчивым, тонко чувствующим и очень одиноким человеком. Всю жизнь пробыл холостяком. По слухам, когда-то он любил певицу, которая жестоко разбила ему сердце. Еще одна неподтвержденная история связана с Надеждой Опочининой, которая была старше композитора на 18 лет - ей он посвятил многие свои произведения.

Похоронен композитор на средства известного мецената Терентия Филиппова, которому он завещал права на издание своих произведений, на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

Интересные факты

  • Модест Мусоргский писал музыку медленнее своих коллег - он не делал предварительных набросков, долго все обдумывал и записывал уже готовое произведение.
  • В числе фильмов, где звучит музыка Мусоргского, сериал "Симпсоны", фильмы "Древо жизни", "После прочтения сжечь", "Дракула 2000", "Большой Лебовски", "Лолита", "Прирожденные убийцы" и многие другие.
  • Композитор свободно владел немецким и французским языками, хорошо читал по-гречески и по латыни, обладал отличным баритоном и охотно пел.
  • Оперы "Борис Годунов" и "Хованщина" требуют исполнения значительно расширенным составом оркестра для, того, чтобы более точно передать выразительность музыки.