В проекте ИТЭР-Россия не допускают дискриминации, на что пошли чиновники ЦЕРН

На повестке дня в традиционной атомной энергетике - реакторные технологии и системы четвертого поколения
На повестке дня в традиционной атомной энергетике - реакторные технологии и системы четвертого поколения / Александр Емельяненков
Отказ российским ученым в дальнейшем сотрудничестве с ЦЕРН - это решение против науки, считают в проектном центре ИТЭР-Россия и в Международном совете этой авторитетной коллаборации с участием стран Евросоюза, Индии, Китая, США, Южной Кореи, Японии.

Вопрос о дискриминации в науке по принципу национальной принадлежности, возникший из-за скандального решения учредителей Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) прекратить действие ранее заключенных контрактов и соглашений с российскими учеными и российскими научными организациями, не мог не получить отзвука на "Атомэкспо-2024". Среди его участников оказалось немало специалистов, которых это напрямую касается. А в деловой программе самого форума - панельная дискуссия и рабочие встречи по ведущимся и перспективным работам в области термоядерного синтеза.

- Наша страна без всяких сомнений остается ключевым участником международного проекта ИТЭР, неотъемлемой частью международного термоядерного сообщества, - прямо заявил в ответ на прямой вопрос "Российской газеты" руководитель проектного центра ИТЭР в России Анатолий Красильников. - Ни о каком исключении из проекта либо ограничении наших прав как страны-участницы не может идти речи. В рамках ИТЭР сотрудничество построено на паритетной основе, в атмосфере взаимного уважения вне зависимости от текущей политической конъюнктуры. Кроме того, наши предприятия вносят основополагающий, фундаментальный вклад в создание экспериментального термоядерного реактора. Их исключение из процесса совместной реализации проекта нанесло бы ему колоссальный вред…

ИТЭР (International Thermonuclear Experimental Reactor, Международный экспериментальный термоядерный реактор) строят на паях во французском Провансе рядом с исследовательским центром Кадараш шесть государств (Индия, Китай, Республика Корея, Россия, США, Япония) и Евросоюз в качестве коллективного партнера. ЕС вносит 45 процентов от стоимости сооружения установки, остальные страны, включая Россию, - по девять процентов. При этом российские предприятия отвечают за производство 25 уникальных систем будущей установки.

В основе реактора - технология токамак (тороидальная камера с магнитными катушками), разработанная в 50-е годы прошлого века в СССР академиками Игорем Таммом и Андреем Сахаровым. Цель ИТЭР - продемонстрировать научную и техническую возможность получения термоядерной энергии для мирных целей.

Анатолий Красильников, который уже много лет выполняет роль полпреда ИТЭР в России и отвечает за неуклонное выполнение обязательств нашей страны в этом долгоиграющем проекте, принимал участие в организованной на "Атомэкспо-2024" панельной сессии "Термоядерные инновации для зеленой эры: приоткрывая завесу будущего". Вместе с ним своими суждениями поделились, рассказали о текущей работе и планах российские и зарубежные ученые в области термоядерных и плазменных исследований. В том числе директор Института физики плазмы Китайской академии наук Юнтао Сонг и руководитель направления научно-технических исследований и разработок госкорпорации "Росатом" Виктор Ильгисонис.

Наряду с вопросами международной научной кооперации в термоядерных исследованиях был предметный разговор о том, что Россия делает у себя, на своей территории в этом направлении. Член-корреспондент РАН Виктор Ильгисонис уже представлял в "РГ" федеральный проект по термоядерным и плазменным технологиям в рамках комплексной программы по развитию атомной науки, техники и технологий (КП РТТН).

Напомним, что самое зримое здесь и многообещающее - создание в России токамака с реакторными технологиями (ТРТ). Иными словами - такой экспериментальной установки, которая могла бы стать полноценным плазменным прототипом термоядерного реактора и, одновременно, термоядерным источником нейтронов для гибридного реактора.

По словам того же Анатолия Красильникова, уже закончена концептуальная разработка, на завершающей стадии эскизное проектирование, а с 2025 года должно начаться техническое проектированию ТРТ. В качестве площадки для сооружения российской мега-установки рассматривается территория Государственного научного центра ТРИНИТИ, который включен в контур научного дивизиона российской атомной отрасли и находится в Троицком округе Москвы. По предварительным расчетам, общая площадь реакторного комплекса составит 88,5 тысячи квадратных метров.

Там же, на "Атомэкспо-2024", Анатолий Красильников дал понять нашим коллегам в ТАСС, что принципиальное решение о сооружении "такой машины" можно и нужно принимать незамедлительно. И тогда к 2030 году вполне реально "соорудить центральную часть установки - камеру, электромагнитные системы, реостат". Плюс к этому потребуется возвести много периферийных систем - для диагностики, нагрева плазмы, генерации тока и других задач.

И тянуть с этим нельзя. В буквальном смысле на пятки России наступает Китай, где уже сооружают токамак с вызывающим названием BEST. Он обещает стать самым большим в мире по размерам, а также обладать рекордно высокой плотностью плазмы. А самое удивительное - запустить его намереваются уже через три года, в декабре 2027-го, когда ожидают и первую плазму на международном термоядерном реакторе ИТЭР.

Тем временем

Гендиректор "Росатома" Алексей Лихачев, выступая на пленарном заседании "Атомэкспо-2024", дал свой прогноз, когда может появиться первый коммерческий термоядерный реактор. По его словам, это реально на рубеже 2050 года. В одной из стран, и такой страной вполне может стать Россия, считает глава атомной госкорпорации, появится "еще не сильно экономически привлекательный, но уже коммерческий "термояд". Федеральный проект по термоядерным и плазменным технологиям комплексной программы РТТН нацелен как раз на это.

Поделиться