Читатель "РГ" предложила создать аварийную службу на селе: за и против

В редакцию "Российской газеты" пришло письмо от Наталии Сударевой из Саратовской области. Женщина живет в селе в частном деревянном доме (на улице с "говорящим" названием - Пожарная). Однажды она почувствовала запах гари - загорелся и начал плавиться провод в электросчетчике. Хозяйка отключила электричество и позвонила в районную электросеть. "Но мне объяснили, что внутреннюю проводку в частных домах они не обслуживают и чтобы я сама искала электрика. Но у нас в селе нет электриков. Я звонила еще несколько раз, умоляла мне помочь, но мне сказали, что это мои проблемы", - описывает она. А провод продолжал плавиться. Не смогли помочь ей служба спасения и пожарные. Электрики наконец приехали, но только после того, как женщина вспомнила, что накануне приходил контролер проверять пломбу на счетчике и, возможно, что-то задел при снятии футляра.

Алексей Филиппов/РИА Новости

Нужно создать аварийную службу для ликвидации аварийных ситуаций в частном жилом секторе сельских поселений, уверена Сударева. Она направила письма губернатору, в Госдуму и в "РГ". "Мне очень важно знать мнение сельских жителей других регионов по этому поводу. Может быть, все вместе мы сможем решить эту важную проблему", - объяснила она причину обратиться в редакцию. Люди готовы оплачивать такие услуги, но по тарифу и с гарантией качества, нужно легализовать их, считает автор письма. Но понимания в каких-либо инстанциях она пока не нашла.

В Минстрое подтвердили, что электросеть действовала по закону. В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственнику необходимо поддерживать принадлежащее ему имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии, а также самостоятельно оплачивать расходы на его содержание и ремонт, отметили в пресс-службе ведомства. Постановлением правительства определяется понятие "граница балансовой принадлежности". Это линия разделяет объекты электроэнергетики между сетевой организацией и потребителем услуг. Таким образом, за электрические сети до границы балансовой принадлежности (жилого дома) отвечает сетевая организация. За сети жилого дома и домовладения, начиная от указанной границы, отвечает собственник. "Поставщик электрической энергии не отвечает за техническое состояние электросети жилого дома. Ремонт жилого дома проводится собственником при соблюдении требований законодательства в области пожарной безопасности, электробезопасности и других. Для обслуживания и ремонта электросети собственник жилого дома может привлекать специализированные организации, оплачивая оказанные ими услуги", - отметили в ведомстве.

В Минэнерго "РГ" дали схожий ответ. Вменять сетевым организациям обязанности по обслуживанию не принадлежащего им электрооборудования, в данном случае сетей внутри частных домовладений, по мнению ведомства, противоречит гражданскому законодательству.

В качестве возможного варианта потребитель вправе обратиться за оказанием подобной услуги на возмездной основе в любую сетевую компанию, эксплуатирующую электросетевое оборудование на территории указанного в обращении населенного пункта, отметили в Минэнерго.

Вряд ли получится создавать специальные службы для всех тех случаев, когда на селе кого-либо нет, считает зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Может оказаться, что некому отремонтировать дом в деревне или покосить участок - в целом эту историю с помощью каких-то аварийных служб не решить. Если же будет платежеспособный спрос, то такие службы появятся. На практике, отмечает депутат, в деревне обычно всегда находится мужчина "с руками", который уж точно может заменить проводку внутри дома. Службы занятости, работая с безработными, могли бы включить профессию электрика в перечень приоритетных для переобучения, предлагает Разворотнева: такие люди всегда найдут работу и в селе, и в городе.

Казус ситуации в Саратовской области в том, что потребитель был даже готов заплатить деньги за ремонт оборудования, но эти услуги никто оказался не готов ему предоставить. А предположим наихудший исход из описанной ситуации. Случился масштабный пожар, в результате которого пострадали столбы и провода, идущие к поселку. Наверняка в этот населенный пункт приехали бы не только электрики, но и целая комиссия, дабы оценить ущерб, найти виновного, выписать штрафы и потребовать возмещения затрат на ремонт.

Разграничить сферы ответственности - лишь половина дела. К примеру, с газом, понимая его опасность, несмотря на ответственность владельца дома, в котором установлено газовое оборудование, проверку проводят не реже одного раза в год. Разница лишь в том, что газ взрывается, как сейчас говорят, с громким хлопком, а электроприборы или проводка загорятся тихо. Но итог-то один - пожар.

В частных домах действительно часто случаются проблемы с электропроводкой, отмечают в Ассоциации деревянного домостроения (АДД). При этом не только чинить, но и проверять электропроводку внутри дома и участка никто не обязан. Дома зачастую строятся хозспособом или "серыми" бригадами, и с электрикой там беда. Если же дом старый и электропроводку делали давно, она может быть не рассчитана на современные приборы с высокой мощностью, это очень опасно, подчеркивают в ассоциации. Как сообщали ранее страховые компании, минувшей зимой причиной 49% возгораний в частном секторе стало аварийное состояние электросети. Причем проблемы возникают не только в самых бюджетных старых домах, но и в домах средней стоимости - в 5-10 млн руб., в этом жилье также часто оказывается некачественно сделанная электропроводка.

К этому вопросу нужно подходить комплексно, считают в АДД. "Газовщики ежегодно проверяют оборудование и в квартирах, и частных домах. И даже, как правило, берут деньги за проверку. Они снимают показания счетчиков и обслуживают газовое оборудование, будь то только плиты или газовые котлы, трубы и т. д., - отмечают в АДД. - Электрики же регулярно снимают показания с счетчиков в частных домах. И было бы правильно, если бы они тоже обслуживали и выписывали рекомендации по поводу электропроводки, отправляли бригады для устранения внутридомовых неисправностей. Здесь может доходить вплоть до запрета эксплуатации".

В нашем случае жительница сама заметила неполадки в электросети и хочет их устранить, причем готова это сделать за деньги, но ей отказывают. Похоже на старый советский анекдот про милицию, заканчивающийся словами: "Вот убьют - тогда приходите!".

Есть здесь и еще один нюанс. Загорелся провод, подходящий к счетчику, а их установкой занимаются исключительно специальные компании. И где заканчивается их зона ответственности - тоже вопрос, ведь в установку входит и подсоединение проводов.

Системной проблемы в Минэнерго не видят, но уточняют, что, очевидно, рассматриваемая ситуация является характерной для сельских населенных пунктов с преимущественно частной жилой застройкой. Поэтому целесообразно органам местного самоуправления совместно с региональными жилищными инспекциями информировать собственников (владельцев) частных жилых домов о требованиях действующего законодательства в части обслуживания внутридомового электрохозяйства, а также довести контактные данные специализированных организаций, оказывающих подобные услуги, и порядок взаимодействия с ними. На особый контроль муниципалитетам необходимо взять оказание помощи в случаях, изложенных в обращении, социально незащищенной категории граждан (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи и др.), пояснили в ведомстве.

Собственно, почему только незащищенной категории граждан? Сельский учитель истории или врач тоже может совсем ничего не понимать в электричестве, и ему также нужна помощь в устранении неполадок в сети, если такие возникнут. Пусть услуга будет платной, но исполнение заявки о ремонте, представляется, должно быть обязательным.