Это связано с тем, что российские компании переориентируют экспорт с недружественных на дружественные страны, поясняет Ксения Банникова, партнер по направлению аналитики рынков и ВЭД Агентства трансформации и развития экономики. Уже по результатам 2022 года было заметно снижение доли экспорта в недружественные страны. При этом переориентация экспорта - процесс не быстрый. Компаниям требуется найти рынки сбыта, новые логистические маршруты и способы транспортировки, адаптации продукции и механизмов ее продвижения под новые рынки, поясняет она. В этих условиях компании нуждаются в кадрах, которые хорошо ориентируются на новых направлениях, разбираются в логистике и вопросах продвижения товаров, при этом могут быть в контакте с зарубежными коллегами, то есть владеют языком.
За нужные знания работодатели готовы платить. Доходы сотрудников со знанием китайского обогнали англоговорящих коллег. В целом по России средние зарплатные предложения для специалистов со знанием китайского языка выросли на 28% за год, составив 82,3 тыс. руб. в месяц при полном рабочем дне. Англоговорящим соискателям работодатели готовы предложить в среднем 57,7 тыс. руб. руб. в месяц.
Большинство вакансий с требованием знания иностранного языка подразумевают именно владение английским, поясняет управляющий директор "Авито Работы" Дмитрий Пучков. До сих пор доля вакансий со знанием английского языка является самой внушительной, на этот язык приходится 78% от всех вакансий. Однако доля китайского языка становится все существеннее, сейчас она составляет 14% вакансий.
Для англоговорящих сотрудников подавляющее число вакансий представлено в сфере образования. Стабильный спрос и на преподавателей китайского языка. Однако за последний год среди отраслей, активно нанимающих специалистов со знанием китайского, произошла рокировка - образовательные учреждения уступили лидерство ИТ-компаниям, сообщили в hh.ru. Сейчас самыми востребованными специалистами со знанием этого языка стали менеджеры по закупкам, далее следуют менеджеры по логистике ВЭД, менеджер по продажам/по работе с клиентами. "Это свидетельствует о том, что компании активно ищут специалистов, готовых к ведению бизнеса с китайскими контрагентами или к работе в компаниях с китайским капиталом. Это может быть связано с развитием торговых отношений между Россией и Китаем, а также с появлением китайских инвесторов на российском рынке", - поясняет Дмитрий Пучков. Можно предположить, что конкуренция за соискателей с китайским языком будет только усиливаться, прогнозирует он.