03.05.2024 10:30
Поделиться

Новому мэру Новосибирска предстоит решить проблему пыли

Один из первых вопросов, заданных новому мэру Новосибирска Максиму Кудрявцеву после инаугурации (она состоялась 26 апреля), касался борьбы с пылью. Эта тема остается актуальной для новосибирцев уже много лет. Причем знаний, в том числе научных, о пыли накоплено много, а пылевые вихри продолжают накрывать горожан. Способны ли власти мегаполиса справиться с этой проблемой?

Весной, по данным ученых, уровень загрязнения воздуха в Новосибирске превышает допустимые нормы в десятки раз. Основной загрязнитель в отдалении от магистралей - это алюминий, а у дорог все гораздо хуже - в пробах выявлены оксиды кремния и марганца, а также железо. Причин такого бедственного положения много. Например, как объясняли корреспонденту "РГ" в НИИ гигиены Роспотребнадзора, Новосибирску не повезло с грунтами - они содержат много песка и отличаются летучестью. Едва почва подсыхает, пыль летит. Выход - озеленение как можно больших площадей, травяной покров удерживает летучие частицы.

Научный подход к проблеме близок и городским властям. Еще в 2019 году муниципалитет привлек к борьбе с пылью Институт почвоведения и агрохимии СО РАН, а также Сибирский государственный университет путей сообщения. Тогда ученые назвали несколько причин появления пыли, и примерно те же самые тезисы повторил спустя пять лет новый градоначальник.

- Одна из причин - это качество песка, которым мы посыпаем дороги зимой. Это речной песок с большой фракцией пыли, - утверждает Максим Кудрявцев. - Кроме того, есть вопросы к газонам - часто они в таком состоянии, что грунт с них смывается на дорогу, есть вопросы к автомобилистам, которые паркуются на газонах. Свой вклад вносят и крупные стройки - большегрузы, выезжая со стройплощадок, разносят грязь по дорогам.

По словам Максима Кудрявцева, ревизию крупных строек в мэрии уже провели, и добросовестные застройщики оперативно устраняют выявленные нарушения - оборудуют мойки для машин, кладут плиты на открытые участки, по которым едут автомобили.

Что касается песка, которым посыпают зимой дороги, то тут, конечно, дело в свое-временной уборке, и мэр признал, что с этим в городе дела неважные: не хватает ни техники для уборки, ни рабочих бригад. Ближайшая цель - изучить потребность города в этих ресурсах и найти способы ее удовлетворить. Отметим, что новосибирцы слышат такие оптимистичные, но не-определенные заявления уже много лет.

Кстати, об определенности. В феврале нынешнего года в отчете и. о. мэра Новосибирска Олега Клемешова прозвучало заявление о борьбе с пылью, которое содержало конкретные цифры и действия. Речь шла о модернизации придорожных газонов (уже здесь упоминавшихся) в трех районах города - Дзержинском, Советском и Первомайском. На этот пилотный проект, сказал Олег Клемешов, выделено пятьдесят миллионов рублей.

Казалось бы, в городе готовы перейти от слов к делу - модернизация предусматривала замену почвы на придорожных газонах, их продуманное озеленение и ремонт бордюров. Однако судьба этого полезного "пилота" туманна - новый градоначальник Максим Кудрявцев первым делом заявил, что с пылью будут бороться во всех районах Новосибирска, а не в пилотных. И чуть наметившаяся конкретика снова растаяла в благих намерениях.

Прямая речь

Игорь Кудин, председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству Совета депутатов города Новосибирска:

- Начинается планомерная работа по избавлению Новосибирска от пыли и грязи. Нас поддержали и мэрия, и губернатор, готовый выделить на эту программу дополнительные деньги из областного бюджета. В качестве пилотных районов выбраны Дзержинский, Первомайский и Советский. Им предоставят пятьдесят миллионов рублей. Мы рассчитываем, что нас поддержит новый мэр. С 2025 года начнем работы во всех районах города и за три-пять лет наведем порядок. Продолжится контроль выезжающих со стройплощадок грузовиков и работа с жителями частного сектора.