При этом в ближайшее время вполне возможны изменения в налогообложении нефтегазовых компаний, что может отразиться на поступлении денег в казну. Кроме того, российская нефть сорта Urals, цена которой используется при расчете налогов, может подорожать на геополитических рисках или решениях ОПЕК+, а может и подешеветь из-за усиления санкционного давления США и ЕС.
Пик поступлений в бюджет из нефтегазовой отрасли пришелся на март (1,3 трлн рублей) и апрель (1,2 трлн рублей). Традиционно основные средства в казну шли из нефтедобывающей отрасли. Помимо налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), выплачиваемого ежемесячно, в эти месяцы нефтяные компании делали ежеквартальные платежи по налогу на дополнительный доход (НДД), в марте за четвертый квартал 2023 года, в апреле за первый квартал этого года. Они составили 587,5 и 452,5 млрд рублей соответственно. В мае и июне платежей по НДД не предусмотрено.
Высокий уровень доходов в первом квартале этого года также был обусловлен компенсациями нефтяниками выпадающих доходов бюджета после обратной корректировки демпфера (выплат из бюджета нефтеперерабатывающим компаниям за поставку топлива на внутренний рынок по низким ценам) осенью 2023 года. В сентябре объем выплат нефтяникам сначала уменьшили в два раза, а после роста цен на топливо вернули на прежний уровень. Но минфин стал считать эту обратную корректировку причиной возникновения выпадающих доходов бюджета. Возвращали эти средства в первом квартале, то есть в выплатах с февраля по апрель, поскольку они производятся за предыдущий месяц. В мае платежи пойдут за апрель, то есть уже за второй квартал.
В плюс нашим нефтяным доходам в ближайшие месяцы могут сыграть быстро растущие мировые цены на нефть. Они потянут за собой котировки нашего сорта Urals, который продается с дисконтом. Такой сценарий возможен, по мнению большинства экспертов, только в случае резкой эскалации конфликта на Ближнем Востоке вплоть до перекрытия Ираном Ормузского пролива, через который на мировой рынок попадает свыше 20% потребляемой нефти. Но если все же мировые цены пойдут вверх и превысят 100 долларов за баррель, то и доходы нашей казны не просядут.
На снижение цен Urals работают санкции ЕС и США, которые активно борются с танкерным флотом, перевозящим нашу нефть по цене выше потолка (60 долл. за баррель). Сейчас на подходе 14-й пакет санкций ЕС, а США принимают новые меры без дополнительных анонсов. Но, как заметил в беседе с "РГ" заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, санкции оказывают все меньшее влияние на нашу торговлю нефтью. Постепенно формируется параллельная система страхования, перевозок и торговли нефтью с участием России, Ирана, Венесуэлы. Растет количество вовлеченных в нее покупателей, и по мере этого мы все меньше зависим от западных ограничений и котировок на их площадках.
Поддержать рост нефтяных цен могло бы дополнительное сокращение добычи ОПЕК+, такое решение могут принять члены альянса на встрече в начале июня, но по мнению Гусева, вероятнее всего, участники лишь продлят существующие параметры сделки до конца года, что сильно не повлияет на котировки.
Доходы нашего бюджета могли бы увеличить корректировки демпферного механизма. По нему нефтяникам за четыре месяца из казны было выплачено 626, млрд рублей. Но здесь стоит напомнить, что расходы на демпфер были включены в рост НДПИ для нефтяных компаний. Это же касается и разговоров о возможности обнуления демпфера для бензина по причине запрета его экспорта.
По словам зампреда оргкомитета конкурса "АЗС России" Игоря Маслова, даже на простые разговоры о пересмотре параметров демпфера внутренний рынок реагирует очень остро. Цены на бирже растут, и могут возникнуть проблемы с рентабельностью работы розничного рынка топлива. Поэтому никаких изменений параметров демпфера в ближайшую перспективу не будет. В приоритете стабильность внутреннего топливного рынка.
Но есть мнение, что возможны изменения налогообложения "Газпрома". С начала прошлого года компания платит в казну по НДПИ дополнительно 50 млрд рублей ежемесячно. В финансовом отчете за прошлый год компания отчиталась об убытке - 629 млрд рублей, что почти совпадает с суммарным объемом дополнительных выплат по НДПИ.
Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, было бы логично и разумно отменить дополнительные выплаты по НДПИ, учитывая те задачи, которые ставятся государством перед "Газпромом" в сфере социальной газификации и поддержанию безопасности газоснабжения экономики страны и населения. Даже в начале 2023 года, когда ее вводили, как некий налог на сверхприбыль от экспорта, были некоторые сомнения в ее целесообразности. Сейчас же очевидно, что никакой сверхприбыли нет (ту, что была, уже изъяли в 2022-2023 годах), а финансировать важные для экономики инвестиционные вложения и социальные программы приходится за счет заемных средств, что в перспективе создает угрозы для финансовой устойчивости стратегической отрасли.
Но едва ли налоговый механизм для "Газпрома" будет скорректирован так быстро, чтобы повлиять на доходы бюджета в ближайшие два месяца. Если это и произойдет, что сомнительно, то со второго полугодия 2024 года. Поэтому доходы бюджета в мае и июне, вероятнее всего, будут выше, чем в эти месяцы прошлого года, но на 400-500 млрд рублей ниже, чем в марте и апреле этого года.
Минфин планирует повысить эффективность расходов бюджета. Ведомство подготовило проект поправок в постановление правительства, регулирующее порядок утверждения, распределения и изменения бюджетных обязательств.
Министерство предлагает ограничить возможности переноса остатков по госконтрактам и субсидиям на следующий год, а также запустить механизм перераспределения неиспользованных средств бюджета через резервный фонд кабмина.
Если документ будет принят, то переносить остатки по госконтрактам и субсидиям можно будет только в том случае, если они направлены на финансирование оборонного заказа или международных обязательств.
По данным Счетной палаты, в прошлом году объем неисполненных расходов федерального бюджета составил 603,5 млрд рублей.
Подготовил Алексей Любовецкий