издается с 1879Купить журнал

Парфетки, мовешки, кофейницы: почему так называли воспитанниц Смольного института

16 мая 2024

16 мая (5-го по старому стилю) 1764 года, 260 лет назад в Санкт-Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено Императорское воспитательное общество благородных девиц, вошедшее в историю как Смольный институт. Главной задачей учреждения изначально было "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества". Институт стал первым в Российской империи средним общеобразовательным учебным заведением закрытого типа для дочерей потомственных дворян. Учебные заведения для девочек в стране были и до этого, но ничего похожего на Смольный по масштабу.

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1889 г.

wikipedia.org

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев. 1889 г.

Институт был создан по инициативе общественного деятеля, просветителя и личного секретаря Екатерины II Ивана Бецкого. Первой начальницей института была назначена княгиня Анна Долгорукова - камер-фрейлина императрицы, а правительницей - статс-дама француженка Софья де Лафон.

Сначала институт располагался при Воскресенском Смольном женском монастыре, а затем - в новом здании, специально для него построенном.

Около 200 юных дворянок от 6 до 18 лет получали здесь всестороннее образование. В программу входили следующие предметы: закон Божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Также девушкам преподавали танцы, музыку, светские манеры, рукоделие и домоводство. Но практически все дисциплины, кроме, пожалуй, закона Божьего, светских манер и французского языка, смолянки (так называли воспитанниц Смольного института) изучали весьма поверхностно.

С. Галактионов. Смольный институт. 1823 г. Фото: wikipedia.org

Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 этапа по 3 года каждый. За это время ученицы не могли покинуть заведение ни по своему желанию, ни по желанию родителей или опекунов. После окончания института 6 лучших выпускниц получали "шифр" - золотой вензель в виде инициала императрицы - и могли стать фрейлинами Двора.

Попасть в Смольный было нелегко. Будущие воспитанницы держали вступительные экзамены по русскому и французскому языкам, а также должны были быть воспитаны в правильных религиозных традициях. Но самым главным критерием оставалось дворянское происхождение. Отделение для девочек недворянского происхождения (впоследствии Мещанское училище) было открыто при Смольном только в 1765 году.

В институте работали квалифицированные педагоги. В основном они были незамужними дамами старше 40. Учителя-мужчины тоже были. Но к ним предъявлялись особые требования: они должны были быть женатыми, пожилыми и, желательно, с каким-нибудь физическим изъяном. Все это делалось для того, чтобы не волновать юных воспитанниц, на протяжении столь долгого времени живущих в полной изоляции, в том числе и от противоположного пола.

Группа преподавателей Смольного института. 1903 г. Фото: Музей истории Санкт-Петербурга

Несмотря на то, что Смольный институт был заведением привилегированным, условия содержания его воспитанниц и их распорядок дня были более чем аскетичными. Температура в спальнях не поднималась выше 16 градусов. Спали ученицы на жестких кроватях, под тонкими одеялами, вставали и ложились рано, умывались ледяной водой.

Кормили их очень скромно. На завтрак - небольшая порция каши с молоком, кусок хлеба с ломтиком сыра и сливочного масла. На обед - овощной суп, мясо и маленький пирожок. Вечером воспитанницы пили чай с булкой. Во время постов питались хуже. Даже император Николай I, во время своего визита в институт, обратил внимание на то, насколько плохо питались ученицы.

Об этом в мемуарах вспоминает писательница Софья Хвощинская, выпускница 1852 года: "Государь, подойдя к котлу, в котором только что был сварен рыбный суп, точнее, уха, опустил в котел ложку, попробовал довольно жидкое варево и сказал: - Даже дешевой такой рыбы пожалели. Ну, а теперь, что на второе? Н-да... Моих солдат лучше кормят!". Неудивительно, что такой рацион не удовлетворял потребностей растущего организма. Голод был вечным спутником институток. Так что они часто просили родственников привезти им что-нибудь из еды.

Все ученицы носили одинаковую одежду и прически. Форменные платья были разных цветов, по ним можно было определить приблизительный возраст воспитанницы. Самые маленькие девочки носили платья кофейного цвета, поэтому их называли "кофейницами", девочки от 8 до 12 лет - голубого или синего, от 11 до 13 лет - серого, а самые старшие - белого цвета. Впоследствии, маркие белые платья были заменены на зеленые. К платью полагались также нарукавники, передник и пелерина белого цвета, а по праздникам девочкам выдавали парадную форму - наряды тех же цветов, но из шелка.

Софья Ивановне де Лафон (1717-1797). Фото: wikipedia.org

20 декабря 1787 года, в начале Русско-турецкой войны, генерал-аншеф Александр Суворов писал дочке-смолянке Наташе из Кинбурна в Санкт-Петербург: "Любезная Наташа! Ты меня порадовала своим письмом; больше порадуешь, как на тебя наденут белое платье; и того больше, как станем жить вместе. Будь благочестива, благонравна, почитай свою матушку Софью Ивановну [де Лафон]; или она тебя выдерет за уши да посадит за сухарик с водицей…"

В Смольном порядок и дисциплина были превыше всего. За этим строго следили преподавательницы. И если послушных учениц называли "парфетками" (от французского "parfaite" - "совершенная"), то нарушительниц порядка - "мовешками" ("mauvaise"), что в переводе все с того же французского означало "дурная".

Несмотря на строгие правила и невозможность регулярно видеться с семьей, смолянок не держали взаперти круглый год. Они посещали театральные представления, художественные выставки, праздники при Дворе. Ведь предполагалось, что любить и ценить прекрасное должна каждая выпускница института. В Смольном два раза в год устраивались балы. Но мужчин туда не пускали. Так что девушки вынуждены были танцевать без кавалеров.

После смерти Екатерины II управлять Смольным стала жена Павла I - императрица Мария Федоровна. Она многое изменила в жизни института. Теперь девочек принимали только с 8 лет. И учились они на три года меньше. Изменились и цели обучения: из воспитанниц стремились сделать не фрейлин как раньше, а покладистых жен.

Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1870). Фото: wikipedia.org

В 1859 году, во время правления императора Александра II, на должность инспектора учебных классов в Смольный пригласили знаменитого педагога-реформатора Константина Ушинского, который обнаружил плачевно низкий уровень знаний среди воспитанниц и решил это исправить. Сначала Ушинский заменил некоторых учителей. Затем ученицам позволили задавать преподавателям вопросы, чего раньше не допускалось. Появилась библиотека, в которую регулярно теперь поступали книги. А в учебную программу добавили физику и естествознание.

В 1862 году, с разрешения императрицы Марии Александровны, институток стали отпускать домой на летние, пасхальные и рождественские каникулы. Благодаря Ушинскому, Смольный стал готовить учительниц, а не "профессиональных" жен. Но такая активность Ушинского нравилась не всем. На преподавателя-реформатора был написан донос. Так что он предпочел уволиться сам, "по состоянию здоровья".

После революции 1917 года институт закрыли, воспитанниц перевели в другие учебные заведения, а его здание заняли Петроградский совет и ВЦИК.

Несмотря на это, Смольный институт благородных девиц стал большим шагом в развитии женского образования в России. На базе него по всей стране стали появляться учебные заведения для женщин.