Осуществить проект планируют, не откладывая, уже в новом году. Об этом губернатор Виталий Хоценко заявил, выступая с бюджетным посланием-2025 к региональному парламенту.
- Мы видим возможности для интеграции Иртыша в крупнейшие евразийские маршруты. На юг - в Центральную Азию и Китай, а также на север - с выходом на Северный морской путь. Экспедиция пройдет по маршруту Россия - Казахстан - Китай. Итоги подведем в Омске на форуме "Иртыш: река дружбы и развития", - сообщил Виталий Хоценко.
Работа по созданию мультимодального транспортного коридора уже идет полным ходом. В планах экспедиции не только посетить населенные пункты, расположенные на берегах общей реки, но и провести встречи между представителями бизнес-сообществ, взаимные презентации инвестиционного потенциала территорий, наладить связи. Учитывая, что мощности железной дороги ограничены, себестоимость авиаперевозок очень высока, водное сообщение становится все более актуальным.
Освоение Иртыша позволит наладить поставки грузов, решать задачи оперативного импортозамещения, развивать туризм. И существенно сократить издержки перевозчиков. Поэтому инвесторы уже проявляют интерес к сквозному судоходству. В частности, заявляют о готовности участвовать в строительстве причала в Павлодаре, - пояснили в Минэкономразвития.
К проекту готовы подключиться ученые Русского географического общества, которые уже не первый год вынашивают идею экспедиции, в рамках которой могли бы изучить особенности дна, течения, инфраструктуру реки, состояние причалов, гидросооружений.
- Во времена СССР Иртыш был общим достоянием России и Казахстана. Но с тех пор много воды утекло, связи нарушены, и сейчас русло реки - сплошные белые пятна. А Черный Иртыш Китая предстоит открыть едва ли не заново, - пояснил "РГ" капитан яхты "Сибирь" Сергей Щербаков.
В ближайшее время планируются переговоры с Казахстаном и Китаем по совместному использованию реки, которая может стать крупной международной торговой артерией, способной сократить расстояния и сроки доставки грузов.