"Надо понимать: идея сверхнового появляется быстро. А вот реализация - только тогда, когда технологический уровень промышленности позволяет это сделать", - говорит Андрей Дутов.
Ту-144 когда-то делался практически с нуля. По словам Андрея Дутова, сверхзвуковые самолеты конструктивно сильно отличаются от обычных лайнеров с реактивными двигателями. Однако в 60-х такого объема знаний не хватало практически ни одной из стран. Поэтому проект Ту-144 довольно быстро закрыли, а французский "Конкорд" летал только над океаном. Но сегодня пассажирский сверхзвуковой самолет можно создать на новом качестве, на новом технологическом укладе. На сколько мест?
"Мы - наука. А количество мест - это уже этап развития, связанный с работой конструкторов, которые должны будут вписать самолет в рынок. Реально - бизнесджет. Рассчитанный на тех, кто экономит прежде всего время. Что касается технологий, то одной из основных является "темная кабина". Помните, у Ту-144 опускался нос? Зачем столь сложная конструкция? Пилот должен был видеть, куда он взлетает и куда приземляется. А сегодня форма носовой части гражданского сверхзвукового самолета вообще не предполагает остекление кабины пилотов: она может находиться в любой части самолета", - говорит Андрей Дутов.
Почему? Как поясняет ученый, прежде всего потому, что нос сверхзвукового самолета будущего будет очень длинным, узким и острым для снижения звукового удара. Кроме того, человеческий глаз несовершенен. И на сверхзвуковых скоростях искажения в оптической системе могут быть настолько велики, что летчики все равно будут ориентироваться на приборы. То есть речь о том, чтобы заменить прямую визуализацию искусственной, синтезированной. Сверхзвуковой самолет должен быть оснащен техническим оборудованием, которое может видеть лучше, чем пилот, причем в режиме реального времени. Это принципиально делает полет более безопасным.
Впервые в мире НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" уже провел летные испытания демонстратора такой системы внешнего видения.
"Испытания проходили в Новосибирске, причем в реальных условиях - в обычном воздушном пространстве. Экипаж - командир, второй пилот, бортмеханик, бортовой оператор-испытатель - находились на своих привычных местах в кабине пилотов летающей лаборатории на базе Як-40, а летчик-испытатель - в середине пассажирского салона. Взлетел, полетал, посадил. И так несколько раз. Пять обычных камер и две тепловизионные работали в двух диапазонах - видимом и инфракрасном. Они передавали изображение снаружи борта. Видео обрабатывалось и выводилось летчику-испытателю на экраны. Благодаря такому сочетанию система может работать и днем, и ночью. Это прорыв", - комментирует собеседник "РГ".
Надо сказать, что информационное поле кабины пилота - одна из самых критических технологий.
"И на сегодняшний день россияне в этой тематике впереди, - отмечает Дутов. - На западе передача сложных технических решений в стартапы не сыграла ту роль, на которую рассчитывали конкуренты. А вот традиционная отраслевая наука смогла решить эту комплексную проблему. Причем данная технология применима и на других классах воздушных судов: для расширения условий их безопасной эксплуатации. Сверхзвуковой гражданский самолет - это не просто супермашина. Это набор супертехнологий, который разойдется везде и всюду, в том числе "техническое зрение". В этом и смысл так называемого мультипликативного эффекта, который авиация оказывает на все остальные отрасли и экономику страны".
Когда можно ожидать появление нашего летного демонстратора "Стриж"? "Мы надеемся, через три-четыре года "Стриж" поднимется в небо и продемонстрирует все технологии, которые мы пытаемся в него внедрить, - говорит Андрей Дутов. - Это будет беспилотный летательный аппарат - меньше реального серийного самолета. От западных аналогов он отличается уникальной аэродинамической схемой с носовой частью большого удлинения. Идет изготовление инновационной конструкции композитного отсека фюзеляжа с сетчатой конструктивно-силовой схемой и встроенной системой мониторинга на основе волоконно-оптических датчиков деформации. Создан отечественный программный продукт по моделированию звукового удара. Обучаются нейросети".
Все подробности о том, чем российский летный демонстратор "Стриж" отличается от западных аналогов, а также о других проектах - в интервью генерального директора НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского", доктора технических наук Андрея Дутова "Российской газете".