06.06.2006 23:00
Поделиться

Обращение Общественной палаты о законах в сфере борьбы с экстремизмом

Обращение членов Общественной палаты к парламенту по вопросу о необходимости совершенствования законодательства в сфере противодействия экстремизму

В последние годы одной из важнейших проблем российского общества стали проявления экстремизма и ксенофобии, рост расистского и иного насилия, мотивированного межгрупповой ненавистью.

В этой связи важным направлением работы Общественной палаты с первого дня ее существования является принятие мер по противодействию национализму и экстремизму. 14 апреля с.г. Общественной палатой были обсуждены проблемы толерантности и ксенофобии, и на основе выработанных оценок в подходах приняты рекомендации, обращенные к органам государственной власти и местного самоуправления, средствам массовой информации и институтам гражданского общества.

Общественная палата отмечает, что экстремизм в любых его проявлениях, и прежде всего в форме открытого насилия, представляет собой глобальную угрозу международной стабильности, Именно проявлениями экстремизма, а по сути - человеческой нетерпимости, являются этносепаратистские конфликты и дискриминация меньшинств, агрессия между людьми разных культур и вероисповеданий, а также между политическими движениями и, в целом, идеологиями, акты расового насилия и т.д.

Нетерпимость выступает противником этнического и религиозного многообразия, которое составляет важнейший фактор исторического развития России. Нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению прав человека, угрозе стабильного сосуществования российского сообщества.

Более того, для России - страны, которая внесла решающий вклад в разгром фашизма во Второй мировой войне, появление в ней неофашистской идеологии, распространение нацистской символики и литературы, пропаганда экстремизма и ненависти являются абсолютно неприемлемыми!

Между тем из-за существующих пробелов в законодательстве оказывается возможной публичная деятельность лиц (в том числе в СМИ и в международной Сети Интернет), которые, может быть, напрямую и не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но побуждают к ее осуществлению или допускают возможность совершения экстремистских деяний. При этом авторы публикаций, а также лица, причастные к изготовлению подобных материалов, по закону не признаются лицами, осуществлявшими экстремистскую деятельность, и практически не могут быть привлечены к ответственности.

Полагаем также недопустимым отсутствие в действующем законодательстве препятствий, делающих невозможным проникновение во власть лиц и политических партий, использующих в своих выступлениях экстремистскую лексику.

Экстремизм становится препятствием на пути достижения гражданского согласия, укрепления демократических ценностей и обеспечения безопасности в России, и этому необходимо решительно противодействовать.

По мнению Общественной палаты, органы государственной власти и местного самоуправления должны последовательно обеспечивать конституционные права, гарантирующие равенство граждан любой расы и национальности, свободы совести. Должны быть подвергнуты экспертизе действующие законы, следует разработать и принять федеральные и региональные законы и другие нормативные правовые акты в сферах этнокультурной и миграционной политики, противодействия экстремизму.

В целях разрешения указанных выше проблем предлагаем внести изменения в законодательство Российской Федерации в сфере противодействия экстремистской деятельности и в избирательное законодательство.

При этом полагаем необходимым особое внимание обратить на само понятие "экстремизм", "экстремистская деятельность", поскольку именно от четкости определений указанных терминов в законе в значительной степени зависит качество всего законодательства в сфере противодействия экстремизму и, как следствие, эффективность правоприменительной деятельности.

В частности, по действующему законодательству не являются проявлениями экстремизма, например, совершение действий, направленных на нарушение прав и свобод человека и гражданина в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, применение насилия или посягательство на жизнь общественных и государственных деятелей и некоторые иные подобные деяния.

Представляется, что имеющийся в Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности" набор признаков экстремизма уже не в полной мере соответствует новым угрозам и вызовам, которые встают перед государством и обществом в настоящее время.

В избирательном законодательстве необходимо установить новые элементы ответственности в виде отказа в регистрации или отмены регистрации для кандидатов и избирательных объединений (политических партий) за деятельность, содержащую признаки экстремизма.

Однако, несмотря на высокую степень общественной опасности деяний экстремистской направленности, считаем, что существующий в настоящее время исключительно судебный порядок установления наличия признаков экстремистской деятельности в действиях физических и юридических лиц, а также незарегистрированных общественных объединений должен сохраниться и в будущем.

В свою очередь члены Общественной палаты заявляют, что готовы принимать участие в разработке и обсуждении предлагаемых законодательных инициатив на всех стадиях законодательного процесса.

Обращение подписали члены Общественной палаты:

Абакумов С.А., Большакова М.А., Глубоковская Э.Г., Захаров В.М., Катырин С.Н., Макеев А.И., Очирова A.В., Солтагереев X.Г., Фролов К.В., Абрамов С.А., Васильев В.И., Ершова Е.Н., Игнатенко А.А., Клементьева P.M., Медведева М.В., Рожнов О.А., Титов Б.Ю., Шахназаров К.Г., Алиева Ф.Г., Велихов Е.П., Зайцев Г.Н., Калягин А.А., Кучерена A.Г., Мишин В.М., Ряховский С.В., Федосов В.И., Школьник А.Я.

Поделиться