14.05.2024 18:19
Поделиться

"Грек Зорба" открыл балетный фестиваль имени Рудольфа Нуриева в Казани

Впервые в России на сцене Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля поставлен балет "Грек Зорба" Лорки Мясина на музыку Микиса Теодоракиса. Премьерой этого балета 12 мая открылся XXXVII Международный балетный фестиваль им. Рудольфа Нуриева в Казани.
Рамис Назмиев

Работать над постановкой своего самого известного из более чем пятидесяти балетов приехал сам мастер - хореограф Лорка (Леонид) Мясин, сын Леонида Мясина,выдающегося танцовщика и хореографа "Русских сезонов" Дягилева. Балет "Грек Зорба" создан в 1988 году и поставлен на Арене ди Верона с Владимиром Васильевым в главной роли, после с успехом шел в разных странах мира - от Южной Америки до Австралии, и вот - первый спектакль в России, возвращающий Мясина на родину.

Либретто для балета написано хореографом по роману Никоса Казандзакиса и легендарному одноименному оскароносному фильму 1964 года. Музыку к фильму и затем к балету написал Микис Теодоракис, и с тех пор весь мир знает танец сиртаки, ставший самым популярным греческим танцем в мире, одним из символов Греции. Сочиненный для фильма, сиртаки не является народным, но он собран из элементов нескольких народных танцев. В "Греке Зорбе" сиртаки становится кульминацией и финалом спектакля, все предшествовавшее танцевальное действо ведет к нему на крещендо. Воспитанный на русской классической балетной школе, Мясин создает неоклассический балет, или деми-классический - когда классика в основе взаимодействует с народным танцем, насыщается современной экспрессивной пластикой.

Фото: Рамис Назмиев

Сюжет балета незамысловат - в небольшой греческий городок приезжает американский турист Джон. Здесь он встречает свою любовь - молодую вдову Марину, сталкивается с ревностью и ненавистью соперника, с жестокостью нравов, находит друга - жизнелюбивого Зорбу. Но не сюжет является главным идейным стержнем спектакля и его содержанием. Главное - мироощущение жизни как радости, торжества жизни (носителем этой основной "философской" идеи балета как раз и является Грек Зорба), а содержанием становится собственно танец - как самовыражение и язык, как священнодействие, как очищение. Именно таким он и был в Греции античной, да и позже - каждое торжество от семейных до массовых не обходилось без танца, не говоря уже о ритуалах богослужения. Военные походы и победы, рождения и похороны, свадьбы и театральные представления сопровождались своими танцами. Страдание смягчалось танцем, радость выплескивалась в танец.

Бóльшая часть танцев в балете - с участием кордебалета (одним из главных действующих лиц спектакля), они реагируют, вмешиваются, провоцируют, участвуют во всем, что происходит с главными персонажами. И их "хоровые" массовые танцы - с синхронным движением танцовщиков на ритмическую остинатную музыку, часто с ускоряющимся темпом, создают эффект раскручивающейся пружины, гипнотического вовлечения в танец, нагнетания энергии, доходящей до взрыва. Конечно, музыкальную основу этой энергии и ритма создавал оркестр, звучавший абсолютно органично в стихии танца, в резонансе с танцовщиками (дирижер-постановщик - Андрей Аниханов).

В лирические страницы балета, связанные с француженкой мадам Ортанс (Александра Елагина), Мариной (Кристина Андреева) и ее дуэтами с Джоном (Вагнер Карвальо), Микис Теодоракис добавляет голос певицы, это уже не просто танец, но еще и песня.

Балет "Грек Зорба", по словам Мясина, вырос из духа древнегреческого театра, а был рожден на острове Ли Галли в Тиренском море - островом сирен из гомеровской Одиссеи. И здесь, кстати, еще одно пересечение судеб автора балета и Нуриева (кроме постановки балета на нуриевском фестивале): этот остров, принадлежавший Леониду Федоровичу Мясину, купил Рудольф Нуриев в 1988 году в год премьеры балета.

Когда финальный сиртаки был трижды повторен на бис, казалось, в танец был вовлечен уже весь зал

Античный театр в Вероне под открытым небом был наиболее подходящей декорацией для этого спектакля. Художник-постановщик спектакля в Казани - Виктор Герасименко сумел зрительно увеличить пространство сцены, открыв ее фактически до колосников, саму сцену оформил как амфитеатр, окаймленный по окружности арками - входами, устроил второй ярус, на котором появляются солистки-певицы, и танцует кордебалет - тогда танец заполняет пространство и по вертикали. Видеодекорации звездного, галактического неба и огромной луны, планет увеличивают пространство до космических масштабов. А огромные кариатиды, наблюдающие за жизнью маленьких людей свысока, стирают и границы времени. Статичный хор в костюмах кариатид (в партитуре Теодоракиса хор участвует и как оркестровая краска и как участник мистерии) выстроен по восходящим по бокам сцены лестницам (хормейстер - Юрий Карпов).

Этот балет вырос из духа древнегреческого театра и насыщен вечными фольклорными мотивами. Фото: Рамис Назмиев

Каждая постановка балета не есть повторение уже существующего спектакля, хореограф подчеркнул, что всегда ориентируется на исполнителей главных героев и дает им возможность добавить свои штрихи в основную канву партии. В казанской премьере Зорбу исполнил харизматичный и темпераментный виртуозный премьер Большого театра России Игорь Цвирко, способный еще и широко улыбаться и, видимо, так же радоваться жизни, как его персонаж. Джон, появившийся словно с другой планеты в этой греческой деревне, изъясняется больше языком классического танца. Но через весь спектакль его учит движениям греческих танцев Зорба - как учат язык, как настраивают коммуникацию.

Солист казанского театра Вагнер Карвальо сделал своего Джона лиричным, но к финалу спектакля он вполне соперничает с Зорбой и в энергичности и отточенности греческого танца, и в динамичности прыжков. Когда финальный сиртаки был трижды (!) исполнен на бис, и казалось, что и оркестр - которым на третий бис уже со сцены после поклонов дирижировал Андрей Аниханов, и публика (не мешай ей кресла в зале) вольются в танцевальный вихрь, - оба солиста дополняли свои сольные "каденции" новой импровизацией, добавляли виртуозные трюки в свои па.

"Зорба - это история о победе над страданием, о триумфе жизни. Мой Зорба - это современный Дионис, умеющий праздновать жизнь, - сказал Лорка Мясин, - а сам спектакль - терапия от пессимизма". С этим невозможно не согласиться.

Фото: Рамис Назмиев

Кстати

Фестиваль им. Рудольфа Нуриева в Казани продлится до конца мая. В афише - спектакли классического репертуара театра, премьера сезона - балет Резеды Ахияровой в постановке Александра Полубенцева "Иакинф", приглашенные звездные солисты. А завершится фестиваль 29 мая гала-концертом артистов театра балета им. Леонида Якобсона "Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона" к 120-летию со дня рождения легендарного хореографа.