15.05.2024 13:59
Поделиться

Эксперт: Доход от поставок урана в США покрывается за неделю экспорта нефти

Принятый конгрессом и уже подписанный президентом США Байденом стоп-закон на импорт урана из России распространяет свое действие до 2040 года. И уже через 90 дней такой товарооборот должен быть прекращен.

Однако еще на три с половиной года сохранено "окно возможностей" - вплоть до 2028 года дозволяется покупка "в исключительных случаях", при наличии разрешения от американского минэнерго.

И это в принятом решении - самое симптоматичное, отмечают аналитики, давно отслеживающие тенденции на сравнительно узком "урановом" сегменте мирового энергетического рынка.

Почему симптоматичное?

- Законопроект о запрете поставок российского обогащенного урана в США предусматривает возможность исключения из него в ближайшие три года в том случае, если покупатели не смогут найти замену, - поясняет Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития. - С большой вероятностью эти исключения будут активно использоваться для продолжения поставок. Думаю, что в ближайшие три года принципиально ничего не поменяется.

Иными словами, понимай так: закон-законом, а коммерческие поставки, если они выгодны американскому бизнесу, по "исключительным" разрешениям будут продолжены. И это при том, что публичные призывы запретить импорт обогащенного урана из России в США звучат не первый год, начались задолго до СВО и развязанной не нами санкционной войны.

- В Соединенных Штатах всего один завод по обогащению урана, и его мощностей сегодня не хватит для покрытия потребностей американского рынка, - приоткрывает детали эксперт Пикин. - В свое время США свернули свою обогатительную промышленность из-за ее неконкурентоспособности. Поэтому одной из возможных причин запрета, помимо политической, может быть лоббирование со стороны американских предприятий, работавших в этой сфере и желающих получить финансирование для воссоздания своих мощностей.

Но, как нередко бывает в таких ситуациях, у частного бизнеса есть и прямо противоположные интересы. Управленцы и акционеры американских АЭС, а также те, кто производит для них топливо, хотели бы получать исходные ядерные материалы по более выгодной для себя цене. И поставки энергетического урана из России, при прочих равных условиях, выигрывают в такой конкурентной борьбе.

При этом речь не идет ценовом демпинге - на этот счет и в США, и в Европе проводились специальные антидемпинговые расследования. Специалисты-атомщики, не предвзятые в оценках, смогли убедиться: в России освоена в промышленном масштабе наиболее эффективная технология обогащения урана на газовых центрифугах. И год от года ее совершенствуют, о чем "РГ" не единожды рассказывала.

Вот почему ведущая в США компания в области ядерного топливного цикла Centrus (прежде известная как USEC) уже заявила, что обратится к профильным ведомствам с запросом о том самом "исключении" - чтобы "продолжить поставки стратегического материала своим клиентам". Мало того - представитель упомянутой компании Линдси Гейслер публично заявила, что вопрос об исключении "имеет решающее значение не только для Centrus, но и для всей атомной отрасли США".

Эксперт и основатель портала по атомной энергетике AtomInfo.ru Александр Уваров в интервью РИА Новости прокомментировал эти заявления так: "Абсолютно не сомневался, что американские заказчики постараются как можно дольше сохранять для себя возможность импортировать обогащенный урановый продукт из России. Именно поэтому законопроект был написан так, как написан - покупать обогащенный уран в России нельзя, но если очень нужно, то можно, причем ровно в тех же объемах, что и раньше".

Соединенные Штаты, по словам Уварова, "не любят стрелять себе в ногу, а если приходится это сделать, то выбирают водяной пистолет".

И действительно: по американским же статистическим данным, которые приводит Reuters, в 2022 году атомные электростанции США импортировали из России около 12 процентов от своей потребности в обогащенном уране. А если верить Bloomberg, американские АЭС (около 90 действующих энергетических реакторов) получали из России почти четверть требуемого топлива. И это выводило Россию на первое место среди иностранных поставщиков урана, включая Канаду, Францию и Казахстан.

По сведениям, на которые ссылается комитет Сената США по энергетическим ресурсам, продажа урана в Соединенные Штаты ежегодно приносила России около 1 млрд долларов. Ни подтвердить, ни опровергнуть названную цифру с нашей стороны никто официально не берется.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в своем экспертном комментарии решился лишь на такое весьма условное сравнение:

- Если говорить в целом, то в случае отказа от покупки нашего урана Россия потеряет немного. Эта сумма эквивалентна условно неделе поставок российской нефти, что для бюджета страны незначимая величина.

По словам Пикина, российские обогатительные предприятия под единым управлением "Росатома" могут переключиться в своих поставках на другие рынки - в частности, китайский, где активнее всех строят атомные станции.

- Хотя Китай также занимается обогащением, но его рынок большой. Есть другие страны, где строятся АЭС. Вопрос в переговорах и цене, - заключил эксперт.

Тем временем

Как изменялся торговый баланс России и США в феврале-марте 2024 года

В феврале США демонстративно приостановили импорт урана из России, а в марте, не афишируя, возобновили - было ввезено 54,5 тонны на 127 миллионов долларов. Такие сведения приводит РИА Новости, опираясь на американскую статистическую службу.

Что еще заслуживает внимания? Главным товаром в импорте США из России остаются удобрения (174 миллиона долларов). Увеличился ввоз платины - на 5,6 процента, частей турбореактивных двигателей - в 1,4 раза, а также фанеры - почти в 12 раз.

Одновременно Штаты нарастили импорт из России титана - в начале весны закупки выросли в 3,7 раза, до 5,6 миллиона долларов. После перерыва на год возобновился ввоз кобальта - на 1 миллион долларов.

Россия покупала у США главным образом вакцины - закупки выросли вдвое, до 11,4 миллиона долларов. Далее идут пищевые продукты, где в марте импорт увеличился на треть, до 8 миллионов долларов. Закупки медицинских приборов сократились на треть, ортопедической продукции - на четверть.