05.05.2024 18:24
    Поделиться

    МЧС предложило увеличить штрафы за нарушения пожарной безопасности

    Стало известно о новой серьезной инициативе МЧС России, которая, безусловно, вызовет и уже вызывает оживленную дискуссию на профессиональном уровне. И не только. Ведомство подготовило законопроект об увеличении штрафов за нарушения пожарной безопасности. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
    Штрафы за некоторые нарушения пожарной безопасности предлагается увеличить вдвое.
    Штрафы за некоторые нарушения пожарной безопасности предлагается увеличить вдвое. / РИА Новости

    Штрафы предлагается значительно увеличить за довольно длинный ряд нарушений, причем как для физических, так и для юридических лиц.

    - Действующие меры административной ответственности являются недостаточными для воздействия на противоправное поведение в области пожарной безопасности, - сказано в пояснительной записке к законопроекту.

    Предлагается увеличить штрафы за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, за невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также в области гражданской обороны.

    Например, штраф для должностных лиц планируют увеличить с 15-20 тысяч рублей до 20-40 тысяч рублей, для юридических лиц - с 300-500 тысяч рублей до 500 тысяч - 1 миллиона рублей.

    Кроме того, предложено по-новому наказывать за ведение бизнеса с грубым нарушением лицензионных требований и др. Публичное обсуждение проекта завершат 27 мая.

    Предлагается, например, ввести в КоАП такую норму: за невыполнение обязанностей по защите населения и территорий от ЧС природного или техногенного характера, должностные лица и ИП должны будут выложить от 20 тысяч до 40 тысяч рублей. Штраф за то же самое нарушение для организаций составит от 200 тысяч до 400 тысяч рублей (пп. "а" п. 13 проекта).

    Сейчас штрафы за подобного рода нарушения также предусмотрены, но суммы штрафов установлены в два раза ниже.

    МЧС полагает, что такие меры помогут призвать к дисциплине нарушителей.

    Но профессионалы, которые долгое время работали в МЧС и с которыми удалось связаться, пока скептически смотрят на некоторые нормы, предлагаемые в законопроекте.

    Правда, все понимают, что документ будет дорабатываться и в него войдут поправки, которые будут присланы в ходе обсуждения законопроекта. И все же некоторые специалисты уже указывают, что, безусловно, дискуссию вызовет и предлагаемая норма, согласно которой изменения не распространяются на нарушения требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

    То есть, задаются вопросом скептики, виновные в серьезных разливах нефтепродуктов смогут избегать серьезных наказаний?

    А ведь до сих пор у всех на слуху громкий случай с разливом прохудившейся цистерны на севере, когда в реку попали тысячи тонн нефтепродуктов. И МЧС стоило колоссальных людских и финансовых усилий, чтобы ликвидировать последствия аварии.

    Предлагается ввести ответственность за неверное проектирование автоматических систем пожаротушения. За это планируется штрафовать

    То есть расходы понесло в итоге государство, хотя владельцем аварийной цистерны была коммерческая частная компания?

    Предлагается ввести ответственность за неверное проектирование автоматических систем пожаротушения (АСП). За это планируется штрафовать в размере от 600 тысяч до 800 тысяч рублей.

    Комментарий

    Виктор Кривошонок, бывший первый замначальника Северо-Западного центра МЧС России:

    - Я не буду касаться размеров штрафов. Скажу лишь свое мнение по тем пунктам предлагаемых изменений, которые я бы поправил в итоговом варианте законопроекта.

    Редакция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает увеличение размеров административных штрафов за осуществление предпринимательской деятельности с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных лицензией, и исключает такую санкцию, как административное приостановление деятельности, которая должна применяться судами.

    При этом в пояснительной записке к законопроекту указывается, что увеличение размеров штрафов направлено в первую очередь на предупреждение наступления указанных событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям различного масштаба и тяжести.

    Однако по факту выводится из-под юрисдикции судов вопрос административного приостановления деятельности лицензиата за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований. Право в виде приостановления действия лицензии МЧС оставляет исключительно за собой. Я бы проверил это предложение на коррупционность. При этом Конституционный суд уже неоднократно признавал несоразмерность санкций за правонарушения конституционным принципам (Постановления от 11 марта 1998 года, от 12 мая 1998 года, от 15 июля 1999 года и др.), указывая, в частности, что санкции не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства, когда они ставят под угрозу саму дальнейшую деятельность вплоть до ее прекращения. Санкции ст. 14.1 КоАП РФ, на основании которой МЧС предлагает привлекать к административной ответственности лицензируемые организации, это именно такой случай. Подобные размеры ответственности неоправданно высоки. Для лицензиата, который подвергся штрафу по этой статье, размеры штрафа и в относительном, и в абсолютном выражении настолько непосильны для него, что ставят его под угрозу разорения и прекращения деятельности. Вряд ли угроза подобной ответственности способна стимулировать какую-либо предпринимательскую деятельность.

    Поделиться