17.05.2024 10:44
Поделиться

От "безумия" до "шедевра": "Мегалополис" Копполы вызвал контрастные отзывы СМИ

В Каннах прошла премьера фантастического блокбастера Фрэнсиса Форда Копполы "Мегалополис". Хотя после выхода последнего достойного фильма мастера "Дракула Брэма Стокера" прошло уже три десятилетия, зрители надеялись, что он представит еще один "Апокалипсис сегодня", который 45 лет назад принес ему Золотую пальмовую ветвь. Но премьера вызвала крайне противоречивые отзывы - от "полного безумия" и "катастрофы" до "шедевра".
kinorium.com

В пресс-релизе фильм определен как fable - то есть сказка, басня, действие которой происходит в воображаемой современной Америке. Город Нью-Рим должен измениться, что вызывает конфликт между Сезаром Катилиной (Адам Драйвер), гениальным художником, стремящимся прыгнуть в утопическое, идеалистическое будущее, и его оппонентом, консервативным мэром Франклином Цицероном (Джанкарло Эспозито).

Однако назвать эту 138-минутную ленту просто "басней" - значит сильно недооценить представление автора проекта об искусстве, жизни и творческом наследии, - считает автор журнала о шоу-бизнесе Variety: "Безрассудно амбициозная огромная эпопея, в которой вечные темы человечества - жадность, коррупция, лояльность и власть - грозят заглушить мотивы личного кризиса".

"Мегалополис" - не столько научно-фантастический фильм, как некоторые сообщают, сколько бесполый "Калигула", перенесенный в Новый Рим, - настаивает Variety. - Этот элегантный город в стиле неонуар/неоклассицизм выглядит как современный Манхэттен, хотя мужчины там носят стрижку под горшок, а женщины - прозрачные мантии. По сюжету гениальный архитектор Сезар Катилина (Адам Драйвер) задумал тотальную реконструкцию города, превращение Нью-Йорка в Нью-Рим. Ему противостоит мэр Франклин Цицерон (Эспозито). Есть также Джон Войт в роли олигарха Гамильтона Красса III и Плаза (актриса Обри Плаза - прим. "РГ") в роли телеведущей. Чтобы обострить конфликт, Коппола вводит в сюжет взрослую дочь Франклина Джулию (Натали Эммануэль)".

Автор статьи недоумевает, зачем нужно было делать "Мегалополис" в таком масштабе. Для пресс-показа перед премьерой в Каннах Коппола настоял, чтобы его показали на единственном в городе экране Imax. Но большая часть фильма снята крупным планом, поэтому он прекрасно воспроизводится даже на мониторах iPhone. Актерский состав фильма журнал считает первоклассным, хотя игру ветеранов Копполы Лоуренса Фишберна и Джанкарло Эспозито называет "странно мультяшной". Да и в целом такую историю, по словам рецензента издания, лучше было бы рассказать в анимационном кино - можно было бы избежать откровенной манерности и тяжеловесности, более убедительно воспроизвести этот сплав современного Нью-Йорка, древнего Рима и лесов Пандоры.

Критик отмечает, что многое в идеологии фильма "выглядит замороженным во времени", и то, что до трагедии 2001 года могло показаться провидческим, теперь кажется раздражающе не соответствующим сегодняшним проблемам.

Журнал Deadline хвалит фильм, назвав его "безумным современным шедевром, заново изобретающим возможности кино, работой мастера-художника, который воспринял Imax так же, как Караваджо - холст. Это настоящий современный шедевр, возмущающий своей откровенной дерзостью. Он разрушает "четвертую стену" между экраном и залом так, что молодые режиссеры о таком могут только мечтать. Коппола нарушает многие правила кинопроизводства, но сохраняет самое важное: картина никогда не бывает скучной, она вдохновит многих художников, хотя и оттолкнет многих зрителей".

Автор Vulture назвал "Мегалополис" "самым сумасшедшим фильмом, который он когда-либо видел: у него своя логика, ритм и язык. Персонажи изъясняются архаичными фразами, смешивая обрывки из Шекспира, Овидия, а в какой-то момент и латынь. Некоторые персонажи говорят рифмами, другие - просто возвышенной прозой".

Indiewire видит в фильме "эпический и совершенно уникальный автопортрет стоимостью 120 миллионов долларов, басню о падении Древнего Рима и призыв спасти нашу цивилизацию от самой себя".

Журнал Rolling Stone назвал фильм "поистине эпическим": "Пока есть люди, которые любят кино и думают о последних 6000 лет человеческой цивилизации, для такого фильма есть аудитория".

Британская Daily Telegraph присвоила "Мегалополису" четыре звезды, заявив: "Последний фильм Копполы похож на "Наследие", скрещенное с "Бэтменом навсегда"… Зато The Guardian поставила фильму только две звезды, заявив уже в заголовке, что долгожданный проект Копполы "оказался мегараздутым и мегаскучным". Ей вторит Vanity Fair: "Может быть, некоторые синеманы увидят ценность в долгожданной эпопее режиссера "Крестного отца", но гораздо большему количеству людей придется чесать затылки". Еще дальше пошел журнал Screen Daily: "Мне больно говорить, что "Мегалополис" Фрэнсиса Форда Копполы - это катастрофа".

Авторитетный критик Питер Брэдшоу из The Guardian пишет: "Вопрос Копполы, сможет ли империя США существовать вечно, может быть, и справедлив, но отдельные искры юмора не смогут спасти его конспирологический триллер от ужасной актерской игры и унылых спецэффектов. Этот амбициозный и искренне задуманный фильм, посвященный его покойной жене Элеоноре, содержит некоторые вспышки воодушевления. Пышная театральность в стиле ар-деко иногда создает интересное зрелище, напоминающее старомодную костюмную постановку Шекспира. И, конечно же, даже неудача Копполы гораздо интереснее, чем функциональные успехи режиссеров меньших габаритов, которые и целятся низко, и почти достигают нижней границы цели. Но для меня это страстный проект без страсти: раздутый, скучный и поразительно поверхностный фильм, полный школьных прощальных истин о будущем человечества. Это одновременно гиперактивный и безжизненный фильм, заполненный ужасной актерской игрой и неинтересными, недорогими на вид визуальными эффектами.