16.04.1991 00:23
    Поделиться

    Анатолий Тарасов: Будь я помягче, все бы прощал таланту

    "Будь я помягче, все бы прощал таланту: и капризы, и высокое самомнение"
    Закончилось первенство страны по хоккею с шайбой, до начала чемпионата мира в Финляндии остались считанные дни. Об итогах прошедшего, сорок пятого чемпионата, и проблемах советского хоккея размышляет заслуженный тренер СССР Анатолий Владимирович Тарасов.

    Анатолий Тарасов: Чемпионат страны был на редкость интригующим. Столичное "Динамо", ведомое В. Юрзиновым, второй год подряд стало победителем. Возродился, самобытно заиграл "Спартак", благодаря чему возросла спортивная конкуренция. Казалось бы, радоваться надо. А я вот не рад.

    Выравнивание класса команд произошло за счет ухудшения игры московских армейцев и "Химика". Меня огорчает также то, что тренеры перестали воспитывать выдающихся игроков.

    Оппоненты мне говорят, что в Канаде, кроме Гретцки и Лемье, некого выделить особняком. На тысячу "профи" - 2,5 игрока экстра-класса. Я же скажу так: а нам-то что канадцы? Может, оттого, что стали тренироваться, как они, у нас и исчезли хорошие игроки. И нет их сейчас ни в Канаде, ни у нас.

    С отъездом наших известных хоккеистов за рубеж возникла проблема "доводки" молодого игрока из "полуфабриката" в незаурядного мастера. Я уверен, без выдающегося игрока нет сильной команды. Задача тренера - создать условия для его технического роста. Конечно, чемпионат без чемпиона но останется, но без Харламовых и Фирсовых мы потеряем зрителя.

    В жизни спортсмена не деньги главное, а внимание болельщиков. Он как актер выходит на ледовую площадку, чтобы покорить их сердца. К сожалению, средняя посещаемость матчей снизилась до четырех тысяч, а раньше на отдельные игры на "Динамо" приходило 10 тысяч зрителей.

    Я вижу, что тренеры перестали искать новые формы в подготовке спортсменов. Настоящий тренер - это выдумщик и импровизатор. В прошлом мы не имели возможности дарить игрокам большие денежные премии. Мы дарили им самое бесценное - тренировочные упражнения. Благодаря тренировкам молодой хоккеист вырастал в признанного мастера.

    - В одном из интервью вы сказали, что тренировки перед игрой "что ложка к обеду". Ну а если они чрезмерны, и ложка рот дерет?

    Анатолий Тарасов: И через 100 лет скажу: именно тренировка - ускоритель мастерства. Если я видел, что мои требования слишком высоки, я готовился к конфликту. Знал, какая будет реакция, знал, как мне нужно вести себя, и, конфликтуя, проводил свой, намеченный план. Это, поверьте, сложно. Если наставник не научен на тренировке покорять сердца подопеченых, то ему лучше уйти.

    - Мы подошли вплотную к проблеме взаимоотношений тренера со спортсменами. Какими качествами надо обладать, чтобы избежать "подводных камней"?

    Анатолий Тарасов: Во-первых, твердость и справедливость. Важен также индивидуальный подход к каждому игроку. Если тренер своими действиями вызывает ненависть и раздражение, нужно проанализировать - почему? Самоанализ важен. В случае с В. Фетисовым, когда у него возник конфликт с В. Тихоновым, я встал на его сторону. В этой ситуации, как мне кажется, тренер был не прав. Продавая за рубеж хоккеиста, личность его, не благодарили за отличную игру, не просили быть достойным посланцем нашего хоккея, его бесцеремонно вытолкнули из клуба. За что?

    - На мой взгляд, неудачи ЦСКА как раз в том и заключаются, что его покинули высококлассные мастера: А. Касатонов, В. Фетисов, С. Макаров. А как считаете вы?

    Анатолий Тарасов: Мне больно говорить об этом. Я стоял у истоков создания клуба вместе с Б. Кулагиным, В. Бобровым, В. Никаноровым. Впервые армейцы не попали в тройку сильнейших. Этого никогда не было. (Если не считать тех лет, когда В. Сталин отнял у клуба лучших игроков для ВВС).

    ЦСКА олицетворял лучшие черты воина Советской Армии: дисциплинированность, упорство, волю к победе. Так, во всяком случае, было. Больно, что сейчас в клуб не стремятся, а, наоборот, из него уходят.

    В. Федоров, А. Могильный, играющие сейчас в НХЛ, предали этот коллектив. Почему так происходит? Я думаю, здесь виноваты не только игроки, но и тренер. Если ты как наставник команды исчерпал себя, выдохся - уйди. Дай дорогу более молодым. Знаете, в одном шпионском фильме есть такая фраза: "В нашем деле самое главное вовремя смыться". Сравнение грубое, однако я хочу подчеркнуть, что мотив тренера - вовремя уйти...

    - Почему наши игроки, попав в НХЛ, так и не смогли адаптироваться и во всей полноте раскрыть свой талант?

    Анатолий Тарасов: Я много писал и говорил, что советские хоккеисты сильнее канадских: В. Васильев, А. Рагулин, В. Третьяк. Эти имена - гордость нашего спорта. В последние годы блистал В. Фетисов. У него точнейший пас, отбор был такой, что оставлял надолго память в душе соперника. Он действовал на своего визави, как удав на кролика. И вдруг он меньше всех забросил шайб, о нем говорят, как о посредственном защитнике.

    Кто придумал, что игрок имеет право выступать за рубежом после 28 лет? В этом возрасте мастерство идет на убыль, хоккеист не может играть на высоких пульсовых оборотах, не может выдерживать по 2-3 тренировки в день.

    Второй момент - кто ответит за то, что мы не научили игрока самотренировке? За три дня до отъезда в Канаду В. Фетисов попросил "размять" его. Я не смог отказать: люблю выдающихся спортсменов. (Будь я помягче, все бы им прощал: капризы, высокое самомнение). Так вот, в плохой игре не Фетисова винить надо, а клуб, который отказал в поддержке.

    Бриллиант нашего хоккея - Володя Крутов. Ну кто бы сказал ему перед отъездом за океан, что жизнь профессионала трудна. Трудна в том плане, что не тренер, а ты каждый день должен заботиться о своей спортивной форме. Если после матча у твоих ног будет стоять ящик с пивом, подаренный болельщиками, бойся его как черт ладана. Потому что ты, Володя Крутов, расположен к полноте и тебе под тридцать. Я убежден: мы еще не раз столкнемся с этими проблемами.

    - Как вы думаете, не минул ли "золотой век" советского хоккея? Конечно, результаты будут, но красивой игры...

    Анатолий Тарасов: Грустно, что, имея славные традиции, опыт, хорошую материальную базу, мы не привнесли в игру ничего нового. Сейчас остро встала проблема омоложения команд. Я негативно отношусь к тренерам, которые переманивают спортсменов из других клубов. Присмотритесь, коллеги, у вас же есть детские школы - 400-600 талантливых мальчишек. Предлагаю новшество - старший тренер должен отвечать за команду мастеров и за детскую школу. Чтобы заставить его работать со своими "полуфабрикатами", надо, как в футболе, ввести параллельный турнир дублеров. Очки приплюсовывать к результатам игры мастеров. Вот тогда у нас снова появятся Мальцевы и Якушевы, и повысится реноме советского хоккея.

    - Считаете ли вы свою тренерскую судьбу счастливой?

    Анатолий Тарасов: Очень. Мне бы еще пожить годочка полтора, чтобы закончить мемуары. Сюжет я уже обдумал. Первая глава будет называться "Детство тяжелое, но счастливое". Успею ли?

    - Верно ли утверждение "спорт - вне политики"?

    Анатолий Тарасов: Можно покопаться в памяти и найти кучу примеров, опровергающих это утверждение. Но я хочу сказать про другое. Спорт, отношения внутри него могут быть хорошим примером и для политиков. Политическим лидерам стоящим сейчас на разных полюсах, друг без друга не cпpaвиться.

    Вспоминаю такой случай. В течение долгого времени мы тренировали сборную СССР по очереди с А. И. Чернышовым. Так продолжалось до тех пор, пока нас не вызвал председатель Госкомспорта Н. Романов. "Будете тренировать вместе, идите и работайте", - я хорошо запомнил эти слова.

    Мы с Аркадием Ивановичем совершенно разные люди. По темпераменту, мышлению. По-разному проповедуем хоккей. Однако нам удалось создать сборную, которая блистала на протяжении десяти лет.

    Нашелся бы такой человек, который смог приказать нашим политическим лидерам: "Идите и работайте!". Я уверен, все изменилось бы к лучшему!

    Поделиться