Поделиться

    Между катастрофами советских АПЛ прослеживается мистическая связь

    Капитан второго ранга Владимир Шигин - автор нескольких книг по истории флота России. Им собран богатейший материал о первой крупной аварии на советской атомной подводной лодке первого поколения (АПЛ) К-8, повлекшей гибель атомохода в пучинах Северной Атлантики в 1970 году. О той трагедии долгие годы знали лишь специалисты-подводники.

    Внимательно изучая обстоятельства пожара и затопления К-8, анализируя аварии на других подводных лодках, Владимир Виленович пришел к достаточно интересным выводам.

    - Пословица гласит, что маяться в мае. Но по моим расчетам, самым маетным месяцем стал апрель. Именно он плодовит на всевозможные катастрофы. Достаточно вспомнить Чернобыль...

    Для многих подводников апрель ассоциируется с двумя трагедиями: гибелью в 1970 году торпедной АПЛ К-8 и в 1989 году "Комсомольца", являвшегося тоже чисто торпедной подводной лодкой. Между этими двумя катастрофами существует зловещая связь. Порой кажется, что "Комсомолец" был просто обречен на гибель высшим провидением. Более того, просматривается мистическая связь между советской АПЛ К-8 и американской атомной субмариной "Скорпион".

    19 декабря 1959 года был поднят флаг над новейшей по тому времени американской торпедной АПЛ "Скорпион", а 12 дней спустя - 31 декабря того же года - флаг взвился над советской торпедной АПЛ, третьей по счету в нашем атомном подводном флоте. Этой лодке был присвоен бортовой номер К-8. Прошу обратить внимание и на номер лодки, и на цифру 12 (декабрь, кстати, двенадцатый месяц в году). Эти цифры обретут мистическую значимость.

    Через несколько лет К-8 при выполнении учебного похода встретила в глубинах Атлантики чужой атомоход как позже выяснилось - "Скорпион". Более двух суток советская и американская субмарины маневрировали, не упуская друг друга из виду. Экипажи АПЛ отрабатывали в числе прочих задач и торпедные атаки друг против друга - ведь лед холодной войны тогда еще не растаял. Торпедные и противоторпедные маневры аукнулись самым неожиданным образом именно в судьбах этих АПЛ.

    В 1965 году К-8 осуществляла боевые стрельбы самонаводящейся торпедой по учебной цели. Произошел сбой в системе самонаведения, торпеда неожиданно развернулась и пошла в атаку... на свою же лодку. В прессу просачиваются высказывания "специалистов" о том, что у советских лодок все хуже по   сравнению с американскими: и акустика "глухая", и управляемость "отвратительная", и масса других недостатков. Так вот, командир К-8 все время отслеживал движение торпеды, вовремя среагировал на нештатную ситуацию в ее поведении, сумел совершить поистине фантастический противоторпедный маневр и буквально в последнюю секунду уклонился от гибельной встречи. Торпеда пронеслась так близко от лодки, что в отсеках услышали шум ее винтов.

    В 1968 году "Скорпион" осуществляет подобную стрельбу боевой торпедой, которая точно так же теряет учебную цель, разворачивает и атакует свою же лодку. Увы, в отличие от советской АПЛ экипаж американской субмарины не смог уклониться от встречного удара. Произошел страшный подводный взрыв. "Скорпион" затонул в пучинах Северной Атлантики, даже не успев послать сигнала бедствия. Но - роковая связь! Спустя всего два года, почти в этом же месте на К-8 случается пожар, и лодка гибнет.

    На этом, казалось бы, заканчивается мистическая связь между "Скорпионом" и К-8. Однако начинаются еще более удивительные совпадения между тем, что происходило в Северной Атлантике в апреле 1970-го и что произойдет в апреле 1989-го в Норвежском море.

    Итак, в 7-м отсеке АПЛ К-8 начался пожар по странному стечению обстоятельств 8 апреля, а 12 (!) апреля лодка потеряла продольную остойчивость из-за большой массы воды, поступившей в прочный корпус через отверстия прогоревших сальников, встала "на попа" и стремительно затонула.

    Командир К-8 точно так же, как и позже командир "Комсомольца", до самого конца оставался на лодке и погиб вместе со своим кораблем. Было еще несколько почти зеркальных повторений различных обстоятельств, сопровождавших гибель К-8 и "Комсомольца". Но самое удивительное - цифровая  символика, в которой, словно в криптограмме, зашифрована страшная тайна...

    В послевоенный период у нас погибло 7 подводных лодок, из них три - атомных. К-8 был третьим по счету атомоходом, спущенным на воду в СССР, и судьбой ему уготовано было открыть трагический отсчет АПЛ, поглощенных морской стихией. А последняя лодка, седьмая по общему счету - "Комсомолец". Но ведь у этой лодки тоже был свой бортовой номер, а именно  К-278. Вдумайтесь в эти цифры! Двойка! Семерка! Восьмерка! К-8 - первая торпедная АПЛ, затонувшая в результате пожара, начавшегося 8 апреля в седьмом отсеке. А когда должен был случиться аналогичный пожар на следующей атомной торпедной подводной лодке? Теперь-то мы знаем - трагедия произошла 7 апреля восемьдесят девятого, и пожар начался в седьмом (!) отсеке... К-278... Вторая катастрофа после К-8, а дата ее в средней цифре...

    Если сложить двойку и восьмерку, умножить сумму на среднюю цифру, то получается 70 - год гибели К-8. Если сложить первые две и перенести их сумму за восьмерку, то получаем 89 - год гибели К-278 "Комсомольца".

    Да, были вполне материальные причины возникновения пожаров, компетентные комиссии дотошно разобрались во всех деталях. Общая картина трагедий К-8 и К-278 ясна. Но порой все-таки приходит ощущение, что и в том, и в другом случае сделать было ничего нельзя, лодки были обречены на гибель по велению каких-то высших сил и в самой их гибели сокрыта некая тайна, которую нам еще предстоит разгадать.

    Вот такие интересные факты поведал морской офицер Владимир Шигин, глубоко убежденный в том, что человечеству ни в коем случае нельзя относиться к Стихии Мирового Океана легкомысленно, тем более нельзя пытаться Океан завоевать. Человек, во имя собственного самосохранения, должен понять ту Стихию, которая породила жизнь на Земле, и, осмысливая многочисленные загадки Океана, надо искать с ним общий язык как с разумным существом. Впрочем, перечитайте еще раз "Солярис" Станислава Лема...

    Поделиться