31.08.1999 23:59
    Поделиться

    В Нежитине открылась подшефная "РГ" школа

    1 сентября в Нежитине дети пойдут в новую школу, построенную всем миром на месте сгоревшей. Для "Российской газеты" и ее читателей открытие школы в Нежитине тоже важное событие, которое мы торопили, как могли, в течение двух лет. Даже до Президента России добрались, чему он, кстати, не огорчился, наоборот, обрадовался. И поэтому в село, ставшее для нас тоже далеко не чужим, редакция отправила сразу трех сотрудников  - одного, чтобы написал, другого, чтобы сфотографировал, третьего, чтобы привез подарки из Москвы и присутствовал на торжественном открытии.

    От Костромы до села Нежитино - 260 километров. Из них двести ехать по асфальтированной дороге, а шестьдесят - по грунтовке, которая упирается в тупик у разлива реки Унжа.

    Торжество по случаю открытия школы намечалось на три часа дня. Потому что утром губернатор области В.А. Шершунов должен был открыть еще одну школу в дальнем районе, в 350 километрах от Костромы. Накануне я его спросила, неужели такая необходимость обязательно все школы самому открывать? Ведь так далеко ехать!

    - А как же! - сказал Виктор Андреевич. - Открывать - это так приятно, а тем более школу, да еще в дальнем селе. В нынешнем году в области появятся сразу четыре новые школы. Радостное событие, как же там не побывать?

    И умчался ни свет ни заря. А я вместе с двумя симпатичными дамами, занимающимися областным образованием, - Ниной Николаевной Шевелевой и Надеждой Евгеньевной Емелиной поехала чуть позже в Нежитино.

    Ехали мы и переживали, как бы праздник погода не испортила. Она сейчас неустойчивая. Покинули мы Кострому ясным солнечным утром. Но всего через полчаса на солнце набежали темные тучи. Резко подул ветер, заморосил мелкий дождь...

    Лес вдоль дороги стоял насупленный, темный. Изредка появлявшиеся заброшенные деревни с покосившимися старыми избами вызывали тоску и уныние.

    И назойливо крутилась у меня в голове одна и та же строчка из поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

    Горелово, Неелово, Неурожайка тож...

    Подумала: побывай Некрасов в этих краях, написал бы, наверное, по-другому:

    Нежитино, Неелово, Неурожайка тож...

    Надо же было кому-то в свое время придумать такое пессимистическое название - Не-житино! Хорошо, что село не стало еще и Нежитино-Горелово после того, как сгорела там школа. Сказала об этом своим попутчицам. А они в один голос:

    - Не Нежи'тино село теперь, а Не'житино! От слова нежить, холить. После того как школу новую всем миром стали строить, решили сельчане ударение поменять, чтоб новый смысл у названия появился - оптимистический.

    Словно подслушав наш разговор, в небесной канцелярии распорядились очистить свод. И едва мы свернули на проселочную дорогу, тучи внезапно исчезли, выглянуло солнце, небо стало нежно-голубым. В Нежитино ведь едем!

    Проезжая по селу, мы догоняли и перегоняли нарядных девчонок и мальчишек. Шли они в школу. Всем был дан приказ собраться пораньше на генеральную репетицию торжественной церемонии. Готовились к этому уже давно. И номера художественной самодеятельности подготовили, и костюмы сшили, и приветственные речи в стихах сложили и наизусть выучили. Надежда Евгеньевна, сидя на заднем сиденье машины, по дороге прочитала нам вслух сценарий праздника, утвержденный областным начальством. Кто где будет стоять и что говорить. Теперь предстояло это еще раз с детьми прорепетировать.

    - Притормозите-ка здесь, - вдруг попросила она нашего водителя, домчавшего нас сюда всего за два часа с небольшим. И показала место, где раньше стояла школа, - пепелище с остатками обгорелых кирпичей. Не стали здесь больше строить.

    Теперь школа стоит на берегу широкой реки. Это ярко-зеленый деревянный теремок с белыми кружевными наличниками и ажурными перилами на высоком крыльце.

    Все узоры придумал и вырезал мастер-самоучка Николай Созинов, бывший главный инженер из соседнего поселка.

    - Три месяца резал, - сказал он. - Ведь одних только больших окон в школе 76. Да несколько дверей и слуховых окон, а это еще 17 наличников.

    Работа сложная, кропотливая. Зато получилось очень нарядно и необычно для учебного заведения. При нас навешивались последние деревянные кружева над дверью центрального входа.

    - Школа на 90 процентов построена из дерева, ведь костромской край лесной, - говорит начальник стройки Александр Иванович Батраков. Он здесь с первого колышка, который был забит 15 июля 1997 года. Фундамент заложили 25 июля. А сегодня школа уже готова к новоселью.

    Увидев машину, подошла к нам директор школы Зинаида Васильевна Зайцева. С моими попутчицами она уже знакома, поэтому спросила меня:

    - Вы из "Российской газеты"? - и широко улыбнулась. - Это теперь наша родная газета! Без нее мы бы еще долго строились!

    Для "Российской газеты" и ее читателей открытие школы в Нежитине тоже важное событие, которое мы торопили, как могли, в течение двух лет. Даже до Президента России добрались, чему он, кстати, не огорчился, наоборот, обрадовался. И поэтому в село, ставшее для нас тоже далеко не чужим, редакция отправила сразу трех сотрудников - одного, чтобы написал, другого, чтобы сфотографировал, третьего, чтобы привез подарки из Москвы и присутствовал на торжественном открытии.

    Каждый из нас добирался своим путем и в разное время. Мои коллеги еще не приехали, и я первой пошла с директором на экскурсию по свежевыстроенной школе.

    Зинаида Васильевна выглядит счастливой и взволнованной. Девять лет назад стала она директором и не представляла, что доведется ей пережить за короткое время и отчаяние, и надежду, и такую радость.

    - Сколько людей откликнулось на нашу беду, сколько людей! - восклицает она. - Какой замечательный урок преподали они моим ученикам, какие добрые зерна бросили в их души!

    Но обстоятельно поговорить с ней нам не дают. Идут последние приготовления, и директора постоянно теребят, что-то спрашивают, куда-то срочно зовут... Всем и везде она нужна. Бегу за ней. Зинаида Васильевна на ходу рассказывает и показывает мне школу, при этом успевая ответить на бесконечные вопросы всех, кого мы встречаем на пути.

    В коридоре, у кабинета физики, ее поджидают ученики.

    - Зинаида Васильевна, ну хоть на минутку загляните сюда! - канючат они.

    Зайцева не только директор, она еще и учитель физики - "физичка". Как не заглянуть в свой кабинет?

    А там сюрприз: ученики расставили на ее столе пособия, разложили на партах учебники, а на доске написали: "Здравствуй, наша новая школа!"

    - Подлизываетесь? - смеется Зинаида Васильевна. И шутливо пригрозила, - вот только посмейте мне теперь тройку получить - вмиг отчислю! Грех теперь в такой школе посредственно учиться!

    Так же считает и отец Иоанн, сельский священник, кому выпала благодарная миссия освящения новой школы. Событие это для него радостное вдвойне, потому что он еще и отец двоих учеников сего храма науки.

    И дети Зайцевой тоже учатся здесь - восьмиклассница Наташа и шестиклассник Саша. И дети других учителей. Да и некоторые учителя не так давно еще сами были учениками Нежитинской школы. Теперь преподают. Это Елена Валентиновна Ухова, Анна Георгиевна Антонова, Галина Николаевна Семьянова, Николай Васильевич Титов, Любовь Георгиевна Поспелова.

    Всего же в школе 18 учителей.

    - И все они замечательные педагоги и талантливые люди! - утверждает директор. - Есть среди них и поэты, и музыканты, и певцы.

    Поэтому неудивительно, что старая школа, построенная еще в 1914 году, всегда была не только центром образования, но и центром культуры древнейшего села Нежитино Костромской области, первоначально называвшегося Воскресенское по названию храма. Сюда приходили посмотреть концерты школьной самодеятельности, спектакли, в которых играли ученики и учителя, или поболеть за свою команду в КВН.

    Все это будет и в новой школе. Сейчас же те, кто участвуют в концерте по случаю открытия школы, дошлифовывают свою программу.

    Заглядываю в один из классов, откуда звучит музыка. Три старшеклассницы в ярких костюмах танцуют восточный танец. Старшая вожатая дает им последние указания. Чувствуется: все очень волнуются. Хотят, чтобы торжественное мероприятие не выглядело протокольно-скучным, поэтому все придумывают, придумывают, даже в последние минуты, как оживить программу, сделать ее не ради галочки, а по-настоящему интересной.

    Отмечаю про себя: до чего же хороши эти сельские барышни! Модно одетые и причесанные, ну ничем от москвичек не отличаются! Разве только на лице румянец естественный, а не искусно выполненный макияж. Впрочем, вижу: реснички у многих накрашены хорошей тушью, и в зеркальца фирменных пудрениц они изредка на себя поглядывают. Вот тебе и глухая деревня Нежитино.

    - Не'житино! - хором поправляют меня девчонки, когда я по привычке назвала их село по-старому. И доверительно сообщают, что сегодня накрасили глаза, чтоб на фотографии хорошо получились. Ведь их будут фотографировать для газеты? А на праздник многие из них краситься не будут. Потому что... тушь потечет.

    - Мы будем плакать, - бесхитростно объяснила одна из старшеклассниц.

    Плакать будут от радости. Что все пережитое позади. Что теперь только в воспоминании осталось то страшное утро, когда вместо школы увидели лишь одни трубы. Было в школе 24 печи, осталось 24 трубы... Картина - как в Хатыни.

    Тогда все плакали навзрыд от горя - и учителя, и ученики. Даже прогульщики и лодыри вдруг поняли, что такое остаться без школы. А учительница Антонова, она же краевед и поэт, написала в своем стихотворении: "...нет у нас больше школы, край наш осиротел..."

    Утром примчалась на своем "газике" Галина Николаевна Крупина, глава Макарьевского района. Эта энергичная женщина сразу же взяла инициативу в свои руки. Сказала: "Без школы села нет!". И стала искать, куда бы разместить школьников. В итоге младшие классы поселились в детском саду, старшие - в бывшем помещении совхозной конторы. Тесно, неуютно. Но учиться надо.

    Директор Зайцева - женщина молодая и стройная. В те дни, сказали мне, она даже постарела и осунулась, одни глаза на лице остались. Только недавно снова ожила, стала прежней.

    Это она решила обратиться в нашу газету за поддержкой. "...На нежитинской земле испокон веку население тянулось к образованию и культуре, - написала Зинаида Васильевна. - Краю нужны образованные, культурные люди и они должны фундамент знании получить в своей родной школе, хранить и приумножать традиции края и русского народа. Мы просим откликнуться на нашу беду каждого, кто болеет душой за Россию. Это общая беда..."

    А своим ученикам и коллегам она сказала: хоть и тяжкое сейчас время для всех, но я верю, что откликнутся люди на нашу беду. Погорельцам на Руси всегда помогали.

    "Российская газета" опубликовала письмо директора Зайцевой и бросила клич: "Сбросимся?! Пустим шапку по кругу?!.."

    И пошла помощь людская...

    - Признаюсь, я такого не ожидал, - сказал мне губернатор Виктор Шершунов. - Акций проводится много, но далеко не все они доводятся до конца. "Российская газета" довела.

    Очень приятно мне было такое слышать про себя, про свою газету, про наших читателей.

    Сейчас в новой школе на видном месте висит стенд, где перечислены все организации и фамилии тех, кто помог приблизить желанное новоселье.

    Эти же названия и фамилии вместе с адресами внесены и в книгу благодарности.

    Зинаида Васильевна показывает мне эту книгу. Четким, каллиграфическим почерком перечислены все, кому благодарны нежитинцы. Никто не забыт. Даже пенсионер из Чебоксар, приславший 1 рубль. Он объяснил в своем письме, что раньше на строительство многих храмов люди сбрасывались даже по копейке, но дружно. И сколько их было построено на Руси! Почему бы и сейчас не возродить такую традицию?

    Отметила особо Зинаида Васильевна и другого пенсионера, из Санкт-Петербурга, - Дмитрия Ивановича Котлярова. Он ежемесячно выделял из своей пенсии 40-50 рублей и присылал их в Нежитино.

    А еще она попросила обязательно написать об их бывшем ученике Владимире Томорадзе. Сейчас он директор одного из объединений в Татарии. Родной школе привез сантехническое оборудование и 70 тысяч рублей.

    Мы разговаривали с Зайцевой, а в это время возле центрального входа школы мужики ладили мраморную доску. И пока ее монтировали, школьники, которых выстроила на линейку приехавшая со мной из Костромы Надежда Евгеньевна, прервав репетицию, тут же бросились узнать: что там написано золотыми буквами?

    Читали вслух, хором:

    Низкий поклон всем, кто поддержал акцию "Российской газеты" и помог восстановить сгоревшую школу в селе Нежитино: Президенту России Б.Н. Ельцину, администрациям областей, банкам, предприятиям, организациям, строителям и гражданам России. Администрация Костромской области. 1 сентября 1999 г.

    - Ребята, в строй! У нас мало времени! - позвала детей Емелина. - Итак, продолжаем!

    Распахнуты для новоселов двери!

    Учебники и парты ждут ребят!

    - Доносится со двора звонкий девичий голосок.

    А мы с директором продолжаем экскурсию по новой школе. Действительно, учебники и парты уже ждут ребят в каждом классе, каждом кабинете. Все новенькое, светлое, красивое.

    - Многое мы привезли сами, даже парты, - говорит Зайцева, - потому что есть у нас чудесный подарок губернатора Ульяновской области Юрия Горячева - "уазик". Уж как мы ему за это благодарны. Сельская школа без транспорта - как без рук. Обещал Горячев нам микроавтобус подарить. Тогда бы в нашу школу приезжали учиться из соседних деревень.

    Конечно бы, приезжали. Ведь, в этой школе не только уютные светлые классы, большой спортзал, но есть и компьютерный класс, и мастерская, и даже зубоврачебный кабинет.

    Места хватит. Сейчас своих учеников 120. Но школа может принять больше, ее построили "с запасом" - на увеличение рождаемости в будущем. Ведь потихоньку растет в стране благосостояние людей, значит, и детей в семье скоро прибавится.

    Но в этом году в первый класс Нежитинской школы пока пришло всего шесть ребятишек - пять мальчиков и одна девочка Катя Варзинова. Ее братья Леша и Юра, учатся в старших классах.

    - А я тоже первоклассница! - к учительнице Алефтине Николаевне Титовой подошла маленька девочка в нарядной голубой блузке, с букетом цветов в руках и бантом в льняных волосах.

    Учительница слегка растерялась:

    - А ты кто, малышка?

    - Я не малышка, а первоклассница! - возразила девчушка.

    Ей на помощь пришли старшие ребята, объяснили учительнице:

    - Она из Костромы, здесь живет у бабушки. Родители заберут ее позже, а пока хотят, чтобы Аня нас поучилась.

    - Что ж, проходи, садись!, - улыбнулась учительница. - Весь соседний ряд свободен, выбирай себе место.

    - Ой, звонок! - закричала малышка, услышав, как во дворе громко зазвенел колокольчик, и не спрашивая разрешения учительницы, выскочила из класса.

    Во дворе продолжалась репетиция. Выступали представители каждого класса. Каждый по очереди громко называл конкретное дело, которое их класс сделает для школы:

    - Разобьем фруктовый сад!

    - Посадим цветы!

    - Организуем самообслуживание!

    - Создадим краеведческий музей, где первым экспонатом будет ключ от школы!

    Этот большой резной ключ очень скоро строители вручат новоселам.

    Пройдет всего несколько часов, и приедут гости. Они тоже будут удивляться и радоваться, какую красивую построили сообща школу! И так быстро! Может, стоит этот метод применить и на других важных стройках страны?

    А дальше все пошло по сценарию. Несмотря на волнение, никто из ребят не сбился, не оплошал. Было много слов благодарности, много подарков.

    Но вот наступил самый волнующий момент. Губернатор области разрезает красную ленточку. Начальник строительства вручает символический ключ от школы oдному из первоклашек:

    - Давай, малыш, открывай. Начался твой путь в страну знаний.

    Первоклашка, которого гости тут же прозвали "маленьким новым русским" из-за красного пиджачка, в который он одет, слегка смущен. Да, он действительно новый русский, как тысячи других маленьких россиян, впервые перешагнувших школьный порог. Им предстоит строить новую жизни на вечной земле России. И от того, какими их воспитают и какие они получат знания, зависит будущее нашей страны.

    ...Прозвучал школьный звонок, начался первый урок в новой школе.

    Нежно светило солнце на нежно-голубом небе. А иначе быть не могло. Ведь все происходило в Не'житино!

    Поделиться