08.08.2003 18:11
    Поделиться

    Наше грузинское электричество

    Об экономической интеграции на просторах СНГ сегодня не говорит только ленивый. Но все разговоры и соглашения уводят в неопределенное "далеко". Чиновники, ведущие переговоры, движутся медленно, согласуя позицию за позицией, и уповают на некие "политические решения". Но, похоже, деловая интеграция началась без политиков. Поскольку энергетика - основа экономики, отныне экономический рост Грузии будет зависеть от менеджмента РАО "ЕЭС России", столь нелюбимой у себя в Отечестве за то, что энергетики никак не хотят давать ток бесплатно. А если учесть, что вслед за грузинской сделкой РАО может предпринять аналогичные действия в Казахстане (где также работает AES Corporation), проблема перешагивает чисто российско-грузинские отношения и выходит на просторы всего СНГ.

         Но пробный шар оказалось забить непросто. Известие о сделке взорвало Грузию, тем более что случилось это в день 220-й годовщины Георгиевского трактата (24 июля), по которому Грузия входила в состав России. В среду в Тбилиси десантировался глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс. Оппозиция грозила встретить его манифестациями протеста. Такого бурного приема Чубайс еще нигде не удостаивался. Он поразил грузин, привыкших к неторопливой манере переговоров, своей напористостью (они даже прозвали его "энерджайзер") и за несколько часов достиг полного взаимопонимания с Эдуардом Шеварднадзе, "обратил в свою веру" парламент, а также выбил все козыри у радикальной оппозиции. Как? Чубайс просто пообещал, что грядущая зима "будет самой благополучной" и что РАО будет снижать цену энергии (в обмен на укрепление платежной дисциплины).

         Но вопросы остаются. Почему американцы, объявлявшие себя стратегическими союзниками Грузии, покинули страну? Зачем эта сделка понадобилась России? Наконец, справится ли Чубайс с задачей, которую он на себя взвалил?

         Так знал ли Шеварднадзе?

         В Грузии с самого начала все, что связано со сделкой, рассматривали в чисто политическом ключе. Не далее как на днях замминистра иностранных дел Грузии Кахи Сихарулидзе в очередной раз заявил, что Грузия и США - союзники, а СНГ не вызывает у него больше доверия. Уход американцев из энергетики - сам по себе плевок в душу, да еще и с таким присловьем: "Это означает, что в будущем вам будет трудно привлечь инвестиции" (слова посла США в Грузии). "Мы так вам верили, товарищ Буш..."

         Главная интрига - знал ли президент Шеварднадзе о том, какая сделка готовится? Он говорит, что знал "о факте переговоров, но содержание от нас утаили". Обращения в посольство США и поездки грузинских чиновников в головной офис AES Corporation не внесли ясности. Теперь, пост-фактум, вице-президент AES Джон Хайфекер выражается куда как доступно: Грузия "уже с 2002 года знала, что холдинг планирует продать свои акции", и нечего, мол, разыгрывать невинность.

         Как удалось узнать нашему корреспонденту из заслуживающих доверия источников, на самом деле Шеварднадзе с самого начала был в курсе, но вынужден был это скрывать, чтобы его не "съели" проамерикански настроенные оппозиционеры. В таком случае разговоры официального Тбилиси о покупке акций грузинскими бизнесменами - просто отвлекающий маневр. Среди покупателей упорно называли предпринимателя Бадри Патаркацишвили, по слухам, сторонника Бориса Березовского. На публике Шеварднадзе говорил, что против не будет, но сам бизнесмен желания почему-то не изъявил.

         В итоге в умах грузинских оппозиционеров созрела конструкция: американцы "сдали" Грузию России, то ли чтобы поддержать слабеющие позиции Шеварднадзе, то ли чтобы связать России руки накануне возможной агрессии США в Иран. Отсюда - заявления о "сговоре против Грузии", который затеял сам Шеварднадзе, о том, что "Россия является враждебным Грузии государством", и покупка акций - лишь подготовка прямого вторжения. Теперь нас не пустят в НАТО, сокрушались в Тбилиси, и горячие головы даже грозились вызвать из Штатов войска, чтобы смести Шеварднадзе: пусть все будет, "как в Афганистане и в Ираке, разница лишь в том, что в Грузии никто против не будет". Плюс уговоры американцев "остаться любой ценой", судорожные поиски 25 миллионов долларов для выкупа контрольного пакета AES-Теласи и попытка объявить импичмент министру топлива и энергетики.

         Шеварднадзе лавировал, как мог. Еще накануне приезда Чубайса он уверял, что Россия не будет использовать "рубильник" как политический рычаг, напоминал, как РАО спасало Тбилиси от тьмы и закрывало глаза на грузинские долги. "Это не тот человек, с которым нельзя работать", - заключал Шеварднадзе, но тут же дал добро на создание комиссии по пересмотру итогов приватизации, которая должна была аннулировать сделку. Глава комиссии поспешил заговорить об "экспроприации", намекнув на некие "специальные мероприятия", но Шеварднадзе его осадил - как бы гражданской войны от этого не случилось.

         Так как же в итоге встречают Россию в Грузии? Ответ дает темная история с митингом, который якобы встретил Чубайса в аэропорту и сопровождал его в перемещениях по городу. Корреспондент "РГ" приложил массу усилий, чтобы увидеть митингующих, но это ему так и не удалось. С учетом того, что в Тбилиси нетрудно собрать толпу пожилых людей, посулив им за труды доллар (пенсия - 7 долларов), этот факт весьма красноречив.

         Почему ушли американцы?

         Компания AES Corporation пришла в СНГ в 1998 году, взяв под контроль, полностью или частично, энергосистемы Грузии, Казахстана и Украины. Компания эта мало того, что очень крупная (158 генерирующих компаний в 28 странах мира), но знающие люди толкуют о ее тесной связи с Госдепом США и даже с ЦРУ. Очевидцы вспоминают, как при "вторжении" в СНГ послы США в соответствующих странах звонили президентам и решали чисто, казалось бы, деловые вопросы. В РАО не скрывали, что AES Corporation - прямой и жесткий конкурент российскому энергохолдингу. Говорят, что высшие менеджеры РАО подпортили отношения с Бушем, пытаясь найти управу на "агрессора". Понятно, что, как только конкурент дал слабину, РАО не упустило шанса.

         А слабину конкурент дал. Только за прошлый год убытки компании составили 3,6 миллиарда долларов, а в Грузии взорвался энергоблок на Тбилисской ГРЭС (ценой 300 миллионов долларов), и теперь идет нудный суд, кто виноват, бездействует гидростанция Храми. Когда стало ясно, что РАО уже в Тбилиси, Шеварднадзе вдруг вспомнил, что подумывал подать иск на AES, но процесс растянулся бы на годы.

         Зачем это нужно России?

         В РАО рассчитывают зарабатывать на грузинском проекте 100 миллионов долларов в год. Дело в том, что в Грузии - очень дорогая энергия (6 центов против 1,5 цента в России). И собирать деньги не так трудно, как считается. Тбилиси платит больше 90 процентов, в регионах дела похуже, но все равно лучше, чем в России года три назад. Спасибо американцам - они вложили 360 миллионов долларов, чтобы наладить учет. Просто поставляя энергию в Грузию или торгуя сгенерированной там энергией, РАО уже неплохо зарабатывает. Даже если Чубайс сдержит слово и через пару месяцев примет схему "чем аккуратней платите - тем меньше платите", все равно выгоды налицо.

         Второй момент - экспорт энергии в Турцию. Проект выгодный, и прежде он спотыкался именно на слабом грузинском звене. Отныне РАО автоматически получает квоту на экспорт энергии на юг.

         Третья выгода - теперь можно обезопасить энергетику Сочи. Все помнят зимние дни, когда курортный город оставался без света. В РАО считают, что, только "закольцевав" Кавказ в единую сеть, можно избавить курорт от таких проблем.

         И последнее - грузинские долги за энергию (40-50 миллионов долларов). Не стала ли сделка хотя бы частично зачетом по этим долгам? Официально РАО про это ничего не говорит, но приватные разговоры корреспондента "РГ" с менеджерами позволяют судить, что так и есть.

         О политической выгоде Чубайс подчеркнуто не говорит. Однако даже в России не все верят, что переговорщиками двигал только бизнес. Вопрос упирается в цену сделки (она останется секретной еще год). Некоторые говорят, что если сделка дешевле 100 миллионов долларов, то налицо явная политика. Чубайс парирует: когда обет молчания будет снят, сумма "приятно удивит" акционеров РАО. "Мы не предприняли бы ничего, что повредило бы интересам наших акционеров", - уверяет Чубайс.

         Что получат грузины

         Если верить менеджерам РАО, три простые вещи. Теплую зиму, дешевую энергию и перспективы экономического роста. Насколько это реально?

         Чубайс уверен в успехе - "сняты все вопросы, будущая зима пройдет хорошо". Государственный министр Грузии Автандил Джорбенадзе идет еще дальше (рискуя за свои слова головой) - "это будет лучшая зима, все жители Тбилиси это увидят".

         Что до дешевой энергии, то РАО может снизить тариф даже до четырех центов и ничего не потерять. Осталась последняя проблема - сможет ли РАО обеспечить 8-процентный рост ВВП Грузии достаточным количеством энергии? Видимо, аргументы Чубайса в Тбилиси сочли вескими, раз соглашение о стратегическом сотрудничестве подписали (это был далеко не протокол, еще в самолете Чубайс далеко не был уверен, что подпишут), а на встрече с Шеварднадзе "не было даже недопонимания". После встречи с энергетиками и с президентом Чубайс неожиданно отправился в самое гнездо оппозиции - в парламент, где говорил на парламентском языке ("Если вам не нравится именно Россия - это уже из области вкусовых ощущений") и тоже сорвал лавры.

    Поделиться