Наверное, это была самая медленная очередь из всех очередей в мире (после квартирных). По договору ОСВ-2 резали сначала новейшие ракетные атомоходы стратегического назначения.
Лодки первого поколения проекта 627А давно перестали быть оружием и угрожали только чистоте окружающей среды. Особенно те, которые скопились в отдаленной Гремихе, где не было и нет никаких судоразделочных предприятий. Было принято, наконец, долгожданное решение - расчистить "медвежий угол" от ядерного хлама. Хотели, как лучше...
Стали буксировать одну из самых старых подводных лодок. Прикрепили для надежности две пары понтонов, посадили опытных моряков, но почти в самом конце пути - в трех милях северо-западнее острова Кильдин - волны сорвали сначала один понтон, потом три сразу, и атомоход ушел в свое последнее погружение.
На его борту находились десять человек (по числу отсеков) швартовой команды. В живых посчастливилось остаться одному - старшему лейтенанту Максиму Цыбульскому.
Такова вкратце фабула чрезвычайного происшествия.
Списанные подводные лодки тонули не раз. На память сразу приходит злосчастная К-429, которая после трагедии в бухте Саранной затонула у заводского причала.
Флотские острословы прозвали ее "Русалкой". Но тогда обошлось без жертв. Здесь же - морская операция под названием буксировка. Она планировалась на июль, когда Баренцево море относительно спокойно. Но после всевозможных проволочек буксировка началась в конце августа, когда в Заполярье уже наступает осень, а вместе с ней и сезон штормов. Выбрали самый дешевый вариант буксировки - на понтонах. Надо ли говорить, почему? Ключевое слово в новой трагедии Северного флота - "дешевый вариант". Выходит, что буксировка в транспортном доке намного дороже жизни девятерых моряков. Подобные счеты-расчеты идут по старому советскому варианту: мужиков бабы еще нарожают, а вот "железо", оно всегда в цене.
Автор этих строк только что побывал на однотипной атомной подводной лодке К-3, которая положила начало нашему атомному подводному флоту. Она стоит на судоремонтном заводе в Полярном, куда и направлялась злополучная К-159. Можно представить себе, как развивались события на ней 30 августа. Как только под ударами волн оборвалось крепление кормовых понтонов, лодка получила дифферент на корму, задрался нос. Если кто-то в этот момент находился в кормовых отсеках, выбраться из них стало очень непросто: нужна неимоверная сила, чтобы приоткрыть одну за другой 300-килограммовые литые межотсечные двери. Трудно выбраться и на мостик при кормовом дифференте - трап, ведущий наверх из боевой рубки, сделан с отрицательным уклоном. Даже если всем десятерым удалось собраться вместе, то ограждение рубки на лодках 627-го проекта весьма тесно, десятерым подводникам в спасательных жилетах там не разместиться. Кому-то пришлось стоять либо в рубке, либо в нижней части ограждения. В случае стремительного погружения подводной лодки, выбраться оттуда практически невозможно. Скорее всего именно там и остались тела ненайденных подводников.
К-159 - это уже вторая атомарина первого поколения, которая лежит на дне морском и пятая после К-27, К-219 и "Комсомольца". Тридцать три года назад в Бискайском заливе затонула после жестокого пожара ее старшая сестра К-8. То была самая первая потеря советского атомного флота, и увы, не последняя.
Вот и не верь после этого в мистику цифр - К-19, К-129, К-219, К-159... К тому же, как выяснилось, К-159 выпало играть в кино роль злосчастной К-8, открывшей печальный счет наших атомных потерь.
О том, что отечественная морская школа пришла в полный упадок, говорили и писали много раз и отставные адмиралы, и бывалые ветераны. Печальное происшествие с К-159 - одно из многих подтверждений тому.
Погибшие моряки стали невольными заложниками морской стихии и чужого авантюризма. Они с честью выполнили свой долг и потому достойны наград, как и непосредственные виновники плохо организованной буксировки - наказания.
Пока спасатели вели поиски в районе острова Кильдин, работники военной прокуратуры вели поиск виновников катастрофы. Один из них определился сразу - командир дивизиона отстоя атомных подводных лодок в Гремихе капитан 2 ранга Сергей Жемчужнов.
Можно сколько угодно снимать командующих флотами и дивизионами, но это не спасет флот, запущенный за десятилетку "реформ". Подводник капитан 1 ранга Сергей Апрелев пояснил эту мысль на простом примере: "Можно бросить танк на пару лет, а потом его отчистить, заправить и двинуть в бой. С кораблем так не пройдет. Заброшенный корабль - мертвый корабль".
У нынешней беды длинные корни, и уходят они аж в девяностые годы, когда началось форменное флотокрушение.
По закону вредности, а может быть и по иным законам, тяжелая авария с К-159 произошла именно тогда, когда российский флот стал понемногу оживать и выходить на забытый океанский простор. Недругам есть о чем позлословить: российский флот вкупе с советским теряет в море очередную - седьмую по счету - атомную подводную лодку, даром что списанную.
Теперь прорабатывается проблема подъема затонувшей атомарины. Она почти вдвое меньше "Курска", но лежит на несколько большей глубине - 238 метров. Зато намного ближе к берегу - всего в трех милях от острова Кильдин. Все эти "плюсы" и "минусы" оценивают сейчас специалисты. Но стоимость судоподъемных работ, по предварительным оценкам, будет достаточно высока.
Ведутся споры - опасен ли реактор К-159 для экологии Баренцева моря или нет. Аргументы "зеленых": водоводяные реакторы, которые ставили на атомоходы первого поколения, весьма несовершенны с точки зрения биозащиты, и радиоактивное заражение моря может начаться в ближайшее время. Аргументы оппонентов: реактор давно и надежно заглушен, ничего опасного для окружающей среды нет. В восточной части Баренцева моря еще в советские времена затонула баржа с твердыми радиоактивными отходами, и никаких проблем с радиацией нет вот уже четверть века.
Как бы там ни было, но К-159 будут по всей вероятности поднимать. Ведь она затонула в зоне интенсивного рыболовства и судоходства. Будут ли ее резать, чтобы поднять по частям, будут ли герметизировать прочный корпус для классической продувки отсеков или снова позовут на помощь "Мамут" с его могучей гидродомкратной системой - скажут в ближайшее время специалисты. Но все это лишь начало той утилизации, ради которой и вели отслужившую атомарину в Полярный. Сейчас важнее другой вопрос, весьма скорбный, но насущный для семей погибших моряков: вернет ли море тела шестерых ненайденных подводников?
Если "Курск" заставил россиян вспомнить о судьбе своего подводного флота, то К-159 должна всерьез привлечь внимание общества к иной острой проблеме - утилизации старых атомоходов.
На Северном флоте траур. Приспущены флаги в Североморске, Гремихе, Видяеве, Полярном, Западной Лице... Каждый из этих гарнизонов переживал то, что обрушилось сегодня на Гремиху. Еще стоит на стапель-палубе снежногорского дока недоразрезанный "Курск". За месяц до гибели К-159 в Полярном был открыт памятник "Морская душа". Это и им памятник - капитану 2 ранга Сергею Лаппе, капитанам 3 ранга Олегу Андрееву, Михаилу Гурову, Юрию Жадану, старшему лейтенанту Сергею Соколову, старшему мичману Александру Алешкину, мичману Роману Куринному, матросам-контрактникам Андрею Князеву и Андрею Миронову.
Прямая речь Министр обороны РФ Сергей Иванов - о причинах гибели подлодки:
"Элементарное легкомыслие, надежда на русский авось, что все обойдется, несомненно, были. Это ЧП в сотый и двухсотый раз подтверждает простую истину, что ко всем инструкциям, приказам и наставлениям надо относиться со стопроцентной серьезностью, иначе рано или поздно будут случаться такие трагические последствия, в результате которых гибнут невинные люди. Я принял решение впредь до особого указания такие подлодки таким способом не буксировать в пункт утилизации...
Сегодня мы вместе с командованием Северного флота и губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым встретились с родственниками погибших моряков. Тяжелая это была встреча, в первую очередь для родственников. Один из главных вопросов, который задавали жены, - в гарнизоне Гремиха, где находилась К-159, ходят слухи о том, что в гибели подлодки виновен экипаж. Это чушь. Никто из погибших не виновен".