Квоты на ввоз говядины, свинины и птицы были введены весной этого года. Это первый случай, когда для регулирования потребительского рынка применили механизм квотирования, а не повышения пошлин.
Первые впечатляющие результаты эксперимента известны - оптово-розничные цены на куриные тушки выросли в августе на 57 процентов по сравнению с началом года, на куриные окорочка - на 50 процентов, на свинину различных категорий рост цен к середине июля составил 30-40 процентов. Но постепенно поставки наладились, цены пошли вниз и к сентябрю их рост составил от 9 до 22 процентов, на говядину - от 5 до 18 процентов (данные Национальной мясной ассоциации).
На днях обсуждение механизма распределения квот на 2004 год вступило в очередную болезненную фазу. Отчетливо проявились острые противоречия в подходах между компаниями-поставщиками и крупными мясоперерабатывающими заводами. Представители Мясного союза предлагают в будущем применять так называемый производственный принцип и отдать львиную долю квот мясоперерабатывающим заводам, цехам, линиям, увеличить объем квоты, выставляемой на аукцион, а что останется - распределить между историческими импортерами. В том, чтобы из Минсельхоза и Минэкономразвития сделать "спецраспределитель", заинтересованы прежде всего те мясокомбинаты, которые раньше не ввозили мясо самостоятельно и с удовольствием пользовались многочисленными и качественными услугами импортеров, в том числе долгосрочными товарными кредитами.
Между тем распределение квот по производственному принципу - это форма искусственного передела рынка, наносящая прямой ущерб торговым компаниям, численность персонала которых нередко составляет сотни человек. Выделение особых объемов квот переработчикам будет означать урезание квот у поставщиков, что приведет к сокращению объемов завозимой продукции, возможному банкротству многих предприятий поставщиков и потрясениям для мясного рынка. В итоге ухудшится структура питания населения.
Переработчики, прикрываясь заботой о развитии отрасли, многого не договаривают. Применение производственного принципа предполагает раздачу квот в соответствии с заявляемыми объемами производства. Можно догадаться, что при таком подходе все будут просить в два раза больше, чем реально могут переработать и продать. Но, как говорится, проси больше - добро не пропадет. Распределение квот по производственному принципу - первый шаг на пути к созданию института специмпортеров мяса, а это - еще один шаг в сторону нарушения принципов здоровой конкуренции и равноправия всех участников рынка. Крупные заводы окажутся в заведомо выигрышном положении: закупив за границей большие объемы мяса, они начнут экспансию на периферию, вытесняя местных производителей и монополизируя рынок.
В результате пострадают многочисленные средние и мелкие заводы и линии, особенно в провинции, не имеющие ни опыта, ни возможностей для осуществления внешнеторговой деятельности. И поезд пойдет по станциям "Повышение цен", "Банкротство малых предприятий", "Рост социальной напряженности" - далее везде. А ведь именно малые предприятия в провинциальных городах являются активными потребителями отечественного мяса, и вытеснение их с рынка приведет в конечном итоге к сокращению числа сельхозпроизводителей. Но квоты-то призваны оказать поддержку отечественному птицеводству и животноводству, а не заводам-переработчикам.
Не стоит забывать чиновникам и о том, что структура импорта мяса на 50 процентов состоит из товаров, предназначенных для реализации в розничной торговой сети. Поэтому выделение дополнительных квот заводам может привести к дефициту мяса в рознице. Квоты выберут переработчики, которые будут поставлять на рынок готовую продукцию, а не свежее мясо.
Поэтому импортеры считают производственный принцип как минимум экономически бессмысленным. Все крупные мясоперерабатывающие предприятия пока вынуждены работать на импортном сырье, так как отечественному производителю далеко до тех стандартов, которые требуют современные производственные технологии. Большинство из них сами являются импортерами и получили значительные квоты в 2003 году. А в будущем они лишатся их части, потому что если компаний, импортирующих мясо, в стране около 400, то мясоперерабатывающих предприятий - свыше 15 тысяч. И все они могут претендовать на право импорта своей доли. Исходя из логики крупных переработчиков, теперь мясные квоты могут потребовать и хладокомбинаты, и транспортные фирмы, имеющие в своем автопарке рефрижераторы, и магазины розничной торговли, и даже далекие от бизнеса домохозяйки, покупающие кусок мяса для семейного борща.
Хотя квоты фактически поставили крест на возможности повышения потребления мяса населением (сегодня, по словам главы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Ивана Старикова, средний житель России потребляет около 48 килограммов мяса в год при медицинской норме 74-75 килограммов), "исторический" принцип по крайней мере позволял зафиксировать внутренний рынок, не разрушая его. По словам генерального директора компании "Митлэнд" Дмитрия Гордеева, практически все импортеры закупают мясо и у отечественных производителей с целью дальнейшей дистрибьюции. Некоторые компании осуществили крупные инвестиции в производство птицы и свинины, другие планируют строить современные высокотехнологичные складские комплексы. Но как можно планировать развитие бизнеса, если правила будут меняться каждый год? О привлечении прямых иностранных инвестиций в наш птицеводческий и животноводческий комплекс тогда вообще лучше забыть.
А ведь крупные иностранные сельхозпроизводители стали всерьез задумываться о приходе в Россию. Однако правила квотирования, основанные на "производственном" принципе, прямо направлены на передел рынка в интересах только привилегированных игроков.