В России действует специальная федеральная программа по толерантности. Добру и пониманию учат в детских садах, школах и вузах по специальным учебникам. Стало ли наше общество за три последних года после старта программы толерантнее? Об этом наш разговор с членом координационного совета программы, директором Института социологии РАН Леокадией Дробижевой.
- Леокадия Михайловна, такие программы кажутся надуманными и малоэффективными, этакими "программами красивых слов". Она действительно необходима?
- Современное общество, особенно наше, формируется в сложных условиях невысокого экономического достатка, меняющихся политических представлений, высокого уровня агрессии. К примеру, малообеспеченные люди, которых в нашем обществе очень много, понимают, что многое им не доступно, у них появляется чувство неудовлетворенности, неприятия. Они агрессивно настроены к нашим олигархам, богатым людям. Но олигархи тоже разные.
Не надо забывать: если не будет людей с достатком - не будет налогоплательщиков, и мы будем продолжать оставаться бедными. Сейчас обществу нужно обязательно показать, что мы должны уметь понимать друг друга: богатые и бедные, белые и черные, городские и деревенские, русские и нерусские.
- Неужели мы докатились до того, что взаимопониманию нужно учить с помощью науки?
- Да, мы докатились именно до этого. Дело в том, что уровень психологического напряжения у людей очень высокий в связи с такими серьезными переменами в обществе. Социологи называют нашу трансформацию травматической.
Так вот, одно дело учить добру в стабильном обществе с устоявшимися нравственными убеждениями. У нас же перестраиваются и политические представления, и идеологические, и нравственные. В этой ситуации учить добру трудно.
- Как осуществляется программа?
- Это конкурсная программа. Педагоги и ученые дают заявки на проведение исследования или эксперимента. Например, внедрение в школе новых плакатов, которые воспитывают толерантность. У нас были проекты, связанные с межэтнической толерантностью. Например, проект для органов МВД, цель которого - научить наших блюстителей порядка корректно обращаться с населением.
- А это возможно?
- Вы знаете, недавно мы были в Канаде, изучали, как канадское общество добивается корректности со стороны полицейских. Там было очень много денег выделено на "воспитание" полицейских. И все равно обращение с гражданами было не лучшим, возникали недовольства. Оказалось, большое значение имеет поведение начальника. Как начальник учреждения общается со своими подчиненными, так они будут общаться с населением.
- И все-таки, мне кажется, что вежливый милиционер это из области фантастики.
- Но ведь программа только началась и какие-то шаги уже сделаны. Например, я была вчера в Правительстве и увидела, что на постах появились женщины. Там всегда стояли мужчины, строго и сухо спрашивали документы и вели себя как начальники. А женщины улыбаются. Их воспринимают по-другому.
Так что перемены есть. К нам, в институт социологии, приезжают студенты из Казахстана, Якутии. Я у них спрашиваю, сколько раз их в Москве останавливали. И многие говорят "ни разу". А те, кого останавливали, отмечают, что милиционеры стали корректнее.
- Как в Правительстве относятся к этой программе?
- Для нас было очень приятно и неожиданно, что программу поддержали Михаил Касьянов, Алексей Кудрин. - Я считаю, те, кто имеет власть, должны быть особенно корректны и внимательны. Это люди, которые задают образцы.
- Программа рассчитана на детский сад, школу и вуз. Как студентов учат понимать и принимать "иное"?
- В вузах идет изучение толерантности студентов. Проводятся исследования их представлений, а также изменений этих представлений после того, как они прослушали учебные курсы о других культурах, социальных расслоениях.
- На осуществление этой программы была выделена достаточно крупная сумма, вы не могли бы сказать: куда конкретно тратятся деньги?
- Деньги нужны на исследования. Например, на изучение того, как ведут себя педагоги в детском саду и дети у этих педагогов, какова педагогическая толерантность. Или, к примеру, нам нужно организовать опросы населения, чтобы узнать, насколько толерантны люди. Даже для того, чтобы анкеты напечатать, обработать их, нужны деньги. Сейчас мы готовим учебник по толерантности. Этот учебник надо на что-то издать. Вот на это и идут деньги. Недавно организован сайт по толерантности, где можно получить советы преподавателей вузов, ученых.