Новый Таможенный кодекс России еще не начал работать (вступает в действие с 1 января), но, чем ближе этот срок, тем более массированной критике он подвергается. Правительству РФ пришлось даже собрать специальное совещание. И можно предположить, что именно кодекс станет главной мишенью, когда 2 октября председатель ГТК Михаил Ванин будет отчитываться перед кабинетом министров о деятельности таможни.
Чем вызвана атака на кодекс спустя полгода после его официального принятия и насколько оправданны выдвигаемые против него обвинения? Прокомментировать ситуацию "РГ" попросила статс-секретаря - заместителя председателя ГТК России Юрия АЗАРОВА.
- Юрий Федорович, утверждают, что новый Таможенный кодекс нанесет ущерб доходам бюджета.
- Я несколько удивлен, что эти обвинения звучат сейчас, а не тогда, когда кодекс принимался. Все заинтересованные могли прочесть его проект и внести свои предложения.
Но часто недопонимание происходит оттого, что документ многими еще до конца не осмыслен. В самой таможенной службе понимают, что придется многое менять в работе. Новый кодекс предполагает не столько административное, сколько экономическое регулирование в сфере таможенного дела. И впредь таможенникам предстоит использовать в основном экономические рычаги. Этот Таможенный кодекс должен не нанести ущерб экономике России, а принести ей пользу за счет упрощения таможенных процедур и ускорения движения товаров. Эта самая главная цель и ставилась разработчиками. А то, что и мы, и Минэкономразвития, и Минфин просчитываем все возможные экономические последствия - это нормально.
- Есть мнение, что, когда кодекс вступит в силу, российский бюджет лишится не менее 15 миллиардов рублей.
- Не знаю, откуда взялась именно такая цифра. Но могу предположить, что речь идет прежде всего о сборах за таможенное оформление, которые сегодня все платят, а в новом кодексе они не прописаны.
Сегодня эти сборы имеют у нас фактически статус налога: мы берем 0,15 процента от таможенной стоимости товаров. Такого уже давно нет в цивилизованных странах, и нас резко критикуют за это наши партнеры, в том числе и на переговорах по вступлению в ВТО.
Поэтому, когда проект кодекса обсуждали в Правительстве, было решено, что сборы не должны превышать фактических расходов на таможенное оформление. А в Госдуме этот пункт вообще исключили, сделав вывод, что это не предмет таможенного законодательства. Это сфера действия Налогового кодекса или законодательства о госпошлине.
Тем не менее содержание таможенной службы стоит около 3,5 миллиарда рублей в год, и эти деньги бюджет откуда-то должен брать. Пока найдено промежуточное решение: в течение будущего года мы будем действовать по-старому и одновременно вместе с Минфином и Минэкономразвития искать грамотное решение этой проблемы. Однако могу сказать заранее, что новый платеж, как бы он ни был в конечном итоге назван, будет намного ниже: сегодня сумма сборов составляет не 3,5, а 10-12 миллиардов в год. Мы убеждены, что разницу бюджету компенсирует возросший внешнеторговый оборот. Поэтому обвинения разработчикам кодекса в нанесении ущерба бюджету, мягко говоря, несостоятельны.
- А зачем кодекс дает такие поблажки экспортерам энергоресурсов? Для них таможенная пошлина уменьшается чуть ли не вдвое...
- Пошлина останется прежней. Изменится система ее взимания. Сейчас они платят ее, что называется, вперед. Однако после того, как энергоресурсы реально поступают за границу, нам почти всегда приходится проводить сложные перерасчеты и возвращать им часть средств. А как возвращаются средства в Россию, вам рассказывать не надо. Согласно новому кодексу вперед нужно будет платить половину. А остальное доплачивать уже по факту. Но это никакого ущерба бюджету не наносит. Сумма та же, а расчеты упрощаются.
- Зато к тем, кто подвизается в околотаможенной сфере (таможенным брокерам, владельцам таможенных складов), новый кодекс весьма суров. Он требует очень больших сумм обеспечения за право работать с таможней. От брокеров, к примеру, требуют 50 миллионов рублей за 5-летний срок работы. Такие деньги мало у кого есть, особенно в провинции. И очень болезненно изымать их из оборота и класть на депозит.
- Совсем не обязательно действовать именно так. Кодекс предусматривает разные варианты: и банковскую гарантию, и залог имущества, и поручительство. К тому же жесткие требования оправдываются дополнительными возможностями, которые с 1 января получат таможенные брокеры. Они и сами смогут выступать поручителями.
- Утверждают, что новым Таможенным кодексом недовольна Всемирная торговая организация. И что он - одна из причин, по которым наши переговоры о вступлении в ВТО буксуют.
- Тот, кто это утверждает, не разбирается в сути вопроса. Все как раз наоборот: вступлению в ВТО мешал старый кодекс. Новый написан в соответствии с мировыми стандартами. Более того: работа над ним проходила под неусыпным вниманием экспертов ВТО. Они вообще отслеживают каждый документ, вышедший из стен ГТК. Если ВТО что-то не устроит в кодексе, они заявят об этом. Но пока никаких возражений не поступало. И Всемирный банк никогда не дал бы нам кредит в 140 миллионов долларов на создание современной информационной системы для таможни, если бы новый кодекс не соответствовал мировым стандартам. Существует официальное заключение Всемирного банка на этот счет.
- То есть никаких проблем с введением в действие нового Таможенного кодекса не предвидится?
- Проблемы будут. Но они, так сказать, рабочего порядка. Главная из них - состыковать кодекс с другими законами. Недавно мы совещались у первого заместителя министра финансов Сергея Шаталова: решали, как состыковать новый Таможенный кодекс с Налоговым кодексом. И успеть сделать это до первого января.
За оставшееся время необходимо подготовить и принять 21 постановление Правительства, более 50 нормативных актов ГТК, зарегистрировать их в Минюсте. Кроме того, мы видим необходимость принятия двух или трех федеральных законов. Главный - об изменениях и дополнениях в Кодекс об административных правонарушениях. По этому поводу мы уже работаем с Думой.
Новый Таможенный кодекс либеральнее старого и предполагает не столько административные, сколько экономические рычаги воздействия. Сейчас на того, кто не успел подать таможенную декларацию в течение 15 дней после ввоза товара через границу, заводят дело и привлекают к административной ответственности. Теперь же можно обратиться в таможенные органы с заявлением и получить отсрочку. Цель - уменьшить "простой" товара на таможне, что очень важно для бизнеса. Старая норма из административного кодекса вполне может быть вычеркнута. И он вообще должен быть смягчен в том, что касается административной ответственности.
Я думаю, что мы избрали правильный путь, когда при подготовке нового Таможенного кодекса пошли по пути международных стандартов. Ну а дальше начнется практика - самый великий судья.