Россияне "одолели" Страсбург

     Семья бывшего офицера Советской армии Николая Сливенко смогла реализовать эту угрозу. Четыре с половиной года она добивалась в Страсбурге справедливости. И добилась. Вчера высшая инстанция Европейского суда - Большая палата - огласила свое окончательное постановление по жалобе, официально именуемой "Татьяна Сливенко и другие против Латвии". Документ весьма объемен и полностью на русском языке впервые будет опубликован в "РГ". Пока же его суть: Европейский суд пришел к решению, что власти Латвии, выдворяя из страны Татьяну Сливенко и ее дочь Карину (на юридическом языке она и есть "и другие"), нарушили гарантированные статьей 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод право на уважение частной жизни и права на жилище. К тому же суд признал, что в отношении двух женщин допущена дискриминация в трактовке статьи 14-й этой конвенции. Нарушителям конвенции - латвийским властям - придется и раскошелиться: причиненный Татьяне и Карине моральный вред оценен в Страсбурге в 20 тысяч евро - по 10 тысяч на каждую.

     Суть громкого дела уже неоднократно излагалась и в "РГ", и в других средствах массовой информации. Все же повторим основное: в 1999 году семью Сливенко фактически принудительно выселили из Латвии, где Татьяна и дочь Карина прожили всю жизнь, а Николай - последние 20 лет. Мало того, их выбросили из рижской квартиры, где осталась значительная часть имущества, и разлучили с престарелыми родителями-инвалидами Татьяны, до сих пор постоянно проживающими в Латвии.

     Не обошлось в этой истории и без почти что детективных сюжетов. Татьяну и Карину дважды задерживали и бросали в "кутузку" в расчете, видимо, так напугать женщин, чтобы им неповадно было обращаться "куда не надо", то есть в Европейский суд. Пошли латвийские власти и на прямой подлог, предоставив в Страсбург сфальсифицированные документы, якобы подписанные Татьяной Сливенко. Российской стороне пришлось проводить специальную экспертизу и по ее результатам, подтвердившим подлог, запрашивать в Евросуде проведение уже международной экспертизы.

     Как бы то ни было, дело дошло до своего логического завершения, и Евросуд еще в июле принял по нему постановление, которое два с половиной месяца держалось "за семью печатями". Вчера утром вашему корреспонденту приходилось, как Шерлоку Холмсу, применять дедуктивный метод анализа, чтобы догадаться об исходе дела.

     Несколько элементов подсказывали, что суд принял все же решение в пользу Сливенко. Во-первых, полное удовлетворение было написано на лице Уполномоченного РФ при Европейском суде Павла Лаптева. Позволил он себе и такую "утечку" для "РГ": "Думаю, все будет в порядке". Адвокаты Сливенко - Александр Аснис и Виталий Портнов - были сдержанны, но обсуждали, как вечером "отметят победу", если, опять же, будет положительное решение по жалобе. Присутствие коллег с телеканалов также указывало на ожидание благоприятного исхода.

     А вот латвийских журналистов не было видно. Для Риги вчерашнее событие - из разряда крайне неприятных. Ладно еще деньги - 20 тысяч евро, которые придутся очень кстати небогатой семье Сливенко, не подорвут, конечно, латвийскую экономику. Но вот властям придется сделать практические выводы из постановления Евросуда. Сливенко, безусловно, будут настаивать на возвращении им жилплощади в Риге и предоставлении статуса, позволяющего беспрепятственно приезжать в Латвию, где, напомню, проживают родители Татьяны. А главное: "дело Сливенко" станет прецедентом для рассмотрения других аналогичных жалоб на латвийское государство и в Страсбурге, и в судах самой Латвии.

     Так, в Европейском суде уже приняты к рассмотрению дела Сысоевых, Колосовского и Викуловых с тем же примерно содержанием: всех их - при различии конкретных семейных ситуаций - латвийские власти хотят выдворить из страны, применяя отнюдь не европейские методы. Как рассказал "РГ" адвокат Викуловых Виталий Портнов, уже в эти дни в Страсбурге в Евросуд переданы дополнительные факты нарушения прав этой семьи: минувшим летом всех троих просто-напросто бросили на две недели в рижскую тюрьму, а затем в клетке их перевезли на территорию России. Если латвийские власти ничему не научит история со Сливенко, то в конечном счете может ведь встать вопрос о членстве Латвии в Совете Европы, которое в обязательном порядке предполагает соблюдение Европейской конвенции о защите прав человека и выполнение решений Европейского суда.

     Свои выводы должна сделать и Россия. Прежде всего понять, что с присоединением к конвенции в ее руках оказался цивилизованный способ защиты интересов своих бывших и нынешних граждан - обращение в Европейский суд. В деле Сливенко этот способ прошел успешную апробацию: Россия была не сторонним наблюдателем, а участвовала в процессе в качестве третьей стороны, что придало вес самой жалобе и снабдило заявителей дополнительными аргументами. Скорее всего, Москва пойдет тем же путем (станет третьей стороной) и в других делах, касающихся прав соотечественников в других странах. Кроме того, решения, принимаемые в Страсбурге, должны внимательно изучаться и российской судебной системой, которая, не секрет, пока не дотягивает до европейских стандартов, хотя и стремится к ним.

     ...А вчера семья Сливенко, на несколько дней соединившаяся в Риге, принимала поздравления из Страсбурга. Первым им позвонил Уполномоченный РФ при Европейском суде Павел Лаптев: "Татьяна Федоровна, все в порядке!" - уже уверенно сказал он. Следующими были адвокаты Александр Аснис и Виталий Портнов, которые, надо отдать им должное, стали успешными "первопроходцами" в довольно запутанных дебрях страсбургской судебной инстанции. А затем трубка перешла к вашему корреспонденту. Поздравив семью Сливенко, я пригласил Татьяну и Николая в "Российскую газету". В Москве они будут проездом из Риги к себе в Курск в воскресенье и проведут эти несколько часов в нашей редакции.