14.10.2003 23:41
    Поделиться

    Волокиту прекратит цифровая подпись

        Закон вступил в силу еще в январе прошлого года. Более того, сегодня электронная цифровая подпись (ЭЦП) - реквизит электронного документа, призванный защитить данный документ от подделки, используется как внутри ряда государственных (Банк России, Государственный таможенный комитет, Министерство РФ по налогам и сборам), так и коммерческих структур. Однако Закон изначально был ориентирован не на узкие корпорации, а на все общество в целом. Для создания же в масштабах страны разветвленной сети удостоверяющих центров, имеющих право выдавать сертификаты ключей подписи, одного Закона, как оказалось, недостаточно.

         Во многом это объясняется тем, что Закон об ЭЦП в отличие от других нормативных актов не фиксирует де-юре сложившуюся ситуацию, а работает на опережение: в нашей стране ведь пока нет достаточной практики использования ЭЦП. Поэтому многому приходится учиться на ходу. 30 мая 2003 года Правительство РФ своим постановлением возложило обязанности уполномоченного федерального органа в области использования ЭЦП на Минсвязи России и поручило последнему совместно с ФСБ проработать вопросы, связанные с исполнением Закона. Результатом работы стали подготовленные специалистами Минсвязи и ФСБ документы, в первую очередь - Положение о лицензировании деятельности по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей и Проект требований, предъявляемых к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров.

         - Без утверждения этих нормативных актов нормальное функционирование Закона "Об электронной цифровой подписи" невозможно, - считает руководитель Департамента информатизации Минсвязи России Александр Панкратов. - Ведь по Закону ЭЦП по своим правовым признакам приравнивается к собственноручной подписи человека. Следовательно, она должна быть юридически защищена. Это в свою очередь предполагает лицензирование удостоверяющих центров, использование сертифицированных средств электронной цифровой подписи. При отсутствии лицензии ни один удостоверяющий центр не сможет легитимно работать в полном объеме. В разработанном специалистами нашего министерства Положении о лицензировании четко сформулировано - на каких условиях организации, желающие взять на себя обязанности удостоверяющих центров, смогут получить эти лицензии.

         Стоит отметить, что в предлагаемом на рассмотрение Правительства пакете документов все информационные системы, в которых планируется использовать средства электронной цифровой подписи, подразделяются на три группы: системы общего пользования; корпоративные системы органов государственной власти; негосударственные корпоративные системы (системы частных компаний). В зависимости от этого варьируются и требования, предъявляемые к удостоверяющим центрам.

         Так, владельцам удостоверяющих центров систем общего пользования и корпоративных систем органов государственной власти перед визитом в Минсвязи необходимо будет получить в ФСБ разрешение на использование шифровальных средств. В этой связи возникает резонный вопрос: а не превратится ли сам процесс оформления документов, необходимых для создания удостоверяющего центра, в долгий и трудный поход за справками по кабинетам и инстанциям? Разработчики Проекта требований, предъявляемых к материальным и финансовым возможностям удостоверяющих центров, твердо уверены в том, что подобного не случится: все вопросы будут решаться оперативно, без очередей.

         По мнению разработчиков данных нормативных актов, принятие пакета - принципиальный шаг, который сейчас просто необходимо сделать.

         - Создание сети удостоверяющих центров выведет Россию на новый, более высокий информационный уровень, - говорит Александр Панкратов. - В результате перехода от бумажных документов к документам электронным, скрепленным электронной цифровой подписью, выиграют все. Ведь электронный документооборот дает колоссальную экономию времени, сокращает долю непроизводительных процессов. Нет надобности объяснять, насколько это важно, например, для работников государственных структур, где процессы пересылок, согласований, визирований бумажных документов порой занимают целые недели, а то и месяцы. Выиграет и бизнес: использование ЭЦП неразрывно связано с развитием системы электронной торговли. Наконец, и обычные граждане получают в этом случае очевидные преимущества. Согласитесь, намного проще отправлять данные о себе по электронной почте, а не обивать ради этого пороги госучреждений. Использование ЭЦП позволит многократно расширить число электронных услуг для населения и юридических лиц.

    Поделиться