Магия северных вод

Летом я частенько наведываюсь сюда. А потом в холодные месяцы вспоминаю заповедный заливной луг, благоухающий разнотравьем, старые вязы на берегу небольшого озерца, оставшегося от старого русла Клязьмы, легкую и изящную церковь Покрова, смотрящуюся в заросшее кувшинками чистое озеро. И эти воспоминания потом весь год словно подпитывают меня энергией.

На Боголюбовском лугу, у подножия холма, на котором стоит церковь Покрова, я заметила его давно. Продает фотографии туристам. Чего, казалось бы, тут можно ожидать, кроме халтуры? А потому по дороге к храму я всегда стороной обходила раскладной столик и стенд с его работами. А когда все-таки подошла, не могла оторваться – такой глубиной повеяло от листов фотографической бумаги.

Разговорились с Виктором Пахомовым. Спросила его, какая фотография больше нравится туристам. Показал на зимнюю, с туманом: два припорошенных вяза, легкий снежок чуть прикрывает траву на лугу, а дальше – церковь, окутанная туманом и словно парящая над землей. Оказывается, такой уникальный кадр – не случайная удача фотохудожника, а продуманный шаг.

– Первый снег всегда дает выпарку, потому что земля еще не промерзла и его не принимает. Вот и получается, что церковь словно парит в воздухе. Но «высота» тумана зависит и от времени суток, и от состояния верхних слоев атмосферы. Такого тумана надо ждать...

Виктору Пахомову удалось запечатлеть эту вековечную гармонию церкви Покрова. Мне очень понравился снимок храма в половодье. Не типичный, на фоне большой воды, какие обычно делают с моторной лодки, а сверху. Фото-художнику в поисках удачного ракурса пришлось забираться на опору высоковольтной линии.

По легенде, каждый десятый камень дани, которой князь Андрей обложил булгар после их разгрома, оставляли именно в том месте, где вскоре в честь его победы было возведено это архитектурное чудо Русской земли. Церковь Покрова-на-Нерли – самый первый в России из всех, ныне многочисленных храмов с таким же названием.

Храм Покрова построен по велению Андрея Боголюбского в 1165 г. всего за несколько месяцев, с апреля по октябрь. На северо-востоке Древней Руси, где климат суров, не строили зданий зимой. Он находится в низком месте, окруженном водами рек Нерль и Клязьма,  чрезвычайно неподходящем для строительства. Но для князя Андрея оно было стратегически важным. Отсюда он мог контролировать основные водные пути своих обширных Владимиро-Суздальских владений. Зодчие, чтобы вознести храм над уровнем разлива,  достигавшим высоты 3,5 метра, нашли единственно правильное решение – соорудили искусственный насыпной холм, в толще которого заложили прочный фундамент.

У каждого своя дорога к этому храму. Виктор Пахомов родился и вырос в поселке Боголюбово, выучился в Суздале на художника, а стал фотографом. Да не просто ловцом мгновений быстротечной жизни. Уже пять лет, как он снимает лишь одну жемчужину древнерусского зодчества – церковь Покрова-на-Нерли.

– Я знал, что буду жить здесь и буду делать то, что хочу, – говорит он.

Виктор идет вперед, подчиняясь воле своего сердца. Весной и летом, осенью и зимой, в зной и мороз, в туман и в ясную погоду, утром и глубокой ночью он ищет неожиданные ракурсы, новые точки съемки, свои восходы и закаты. Терпеливо ждет, когда в небе загорится тонкий серпик луны или опустится на землю полупрозрачное покрывало тумана. И дает нам возможность увидеть храм таким, каким мы сами его не увидели бы, возможно, никогда.

Среди тех, кто покупает работы Виктора Пахомова, и простые люди, и знаменитости. В последние годы вырос поток туристов к церкви Покрова-на-Нерли. Сам фотохудожник объясняет это тем, что, поездив по свету, россияне наконец поняли, что плохо знают свое Отечество. Впрочем, иных привела сюда именно фотография Виктора Пахомова, висящая дома у близких или друзей.

За пять лет Пахомов сделал полторы тысячи снимков храма и очень далек от мысли, что исчерпал свою «модель». Эта церковь, по его глубокому убеждению, не застывший в своем совершенстве памятник. Каждый день он меняется вместе с природой и по-своему великолепен, а потому не утрачивает для художника своей притягательной силы. Между этим памятником и человеком возникает незримая связь, как у намоленной иконы: сначала она наполняет тебя удивительной красотой и силой, а потом и ты оставляешь подле нее частичку своей души. Не потому ли так тянет приехать сюда снова и снова...