Если в ближайшее время конфликт не будет погашен, Украина откажется ратифицировать договор о Едином экономическом пространстве. Украинский министр иностранных дел Константин Грищенко так и заявил: "Ситуация, которая усложняет двусторонние отношения, никак не может содействовать прохождению концепции и соответствующего соглашения о создании ЕЭП через парламент".
Никчемность этого скандала, напоминающего коммунальную склоку, очевидна всякому беспристрастному наблюдателю. Подобными же страстями сопровождался бессмысленный и нудный дележ Черноморского флота. Готовность ссориться по любому поводу и без повода - черта специфической российско-украинской "дружбы". При этом одна из сторон значительно чаще проявляет сдержанность и великодушие, нежели другая. До сих пор Москва только и делала, что терпеливо переживала неприятности, причиняемые ей беспокойным соседом. Она не стала строго взыскивать с Киева за гибель Ту-154, уничтоженного украинской ракетой. Оставила без реакции попытку отстранить пророссийски настроенного Леонида Грача от выборов в Крымский парламент. Не заметила выступлений украинской оппозиции, когда та обвинила Кучму в пособничестве бывшему премьеру Лазаренко и едва не довела дело до импичмента. Наконец самое главное: Россия простила Украине 1 миллиард долларов газового долга.
Нынешнее обострение не имеет под собой никакой почвы, кроме той - из бетона, - что легла в основание дамбы. Посол России на Украине Виктор Черномырдин твердо заверил, что стройка остановится на российской территории. И нет причин сомневаться, что так оно и будет. Горячечный бред о возможном военном конфликте возбуждает лишь хлопцев из УНА-УНСО.
Достойным двустороннего обсуждения представляется разве что сам проект возведения дамбы, его технологические и экологические аспекты. Отстаивая право строить на своей территории водозащитное сооружение, Россия утверждает, что исходит из соображений экологической безопасности. Украина возражает: нет, если бы дамбу строили для защиты окружающей среды, этому бы предшествовала экологическая экспертиза. Чтобы уберечь берега Тамани от размывания, дешевле и проще было бы, по мнению украинских властей, построить волнорезы. Кроме того, как сказал заместитель председателя комитета по иностранным делам Верховной рады Игорь Томаш, "из-за непродуманных строительных работ может произойти заиливание Керченского пролива, возникнет реальная опасность размывания острова Тузла".
Если эти опасения возникают, то подтвердить или развеять их могут специалисты-гидротехники как с той, так и с другой стороны. Но спор переведен в иную плоскость. Украина усмотрела тут покушение на ее границы. Хотя это не так. Во-первых, дамба не достигла соседнего берега. Во-вторых, до сих пор было взаимное понимание, что граница, пролегающая в Азово-Керченской акватории, достаточно условна. И самое главное: согласно российско-украинскому межгосударственному договору, Керченский пролив и Азовское море - внутренние воды России и Украины. Значит, ни о каком вторжении в чужие территориальные воды тут речи быть не может. Но видя, что дело дошло до опасной черты, российский премьер Михаил Касьянов в среду связался с руководством Краснодарского края и распорядился приостановить строительство дамбы.
Намерена ли Россия доказывать свое право на Тузлу? В Киеве убеждены, что дело клонится именно к этому. По утверждению украинской стороны, российский МИД попросил предоставить "копии документов, включая картографические, на основании которых украинская сторона строит свои предположения о принадлежности ей косы (острова) Тузла". Возможно, так оно и есть, учитывая, что границу в свое время установили сами украинцы - в одностороннем порядке. А переговоры на эту тему, мутные, как воды Керченского пролива, ни к чему не привели. Проблема "заилилась". Поэтому российская стройка под самым боком у соседа выглядит попыткой расчистить "русло". Намеченный на 30 октября визит на Украину российского министра иностранных дел Игоря Иванова имеет ту же цель - ускорить раздел Азовского моря и Керченского пролива. Построенная дамба послужит наглядным напоминанием, что тянуть дальше некуда.