Новости

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода

Дата подписания 24 октября 2003 г.
Опубликован 4 ноября 2003 г.

     В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1178) Правительство Российской Федерации постановляет:

     1. Утвердить прилагаемые Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее именуются - Правила).

     2. Определить ценовую зону оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, объединяющую территории субъектов Российской Федерации согласно приложению, в границах которой всем субъектам электроэнергетики предоставляется право осуществления купли-продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном Правилами.

     3. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации:

     утвердить в 2-недельный срок методику расчета стоимости отклонения объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участниками оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления), основанной на тарифах на электрическую энергию (мощность) и увеличенной (уменьшенной) в зависимости от причины отклонения;

     установить в 3-месячный срок тарифы на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности), для каждой электростанции, принадлежащей акционерным обществам энергетики и электрификации и удовлетворяющей требованиям, предъявляемым к участникам оптового рынка электрической энергии (мощности);

     утвердить совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством энергетики Российской Федерации перечень поставщиков электрической энергии, расходы на содержание генерирующей мощности которых оплачиваются в полном объеме покупателями, получившими право приобретать электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке по установленным тарифам.

     4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и с участием Российского акционерного общества "ЕЭС России", федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" и некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" провести до 1 августа 2004 г. анализ эффективности функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) и представить в Правительство Российской Федерации его результаты, а также предложения о необходимости внесения изменений в Правила в целях дальнейшей либерализации оптового рынка электрической энергии (мощности), повышения конкуренции на оптовом рынке, увеличения числа ценовых зон оптового рынка электрической энергии (мощности) и уточнения их состава.

     5. Установить, что до 1 января 2004 г. сохраняется действующий порядок расчетов за генерирующую мощность поставщиков электрической энергии (мощности). В указанный период в пунктах 18, 29 и 56 Правил в части порядка оплаты электрической энергии, генерирующей мощности, услуг по резервированию генерирующей мощности вместо тарифов на электрическую энергию с учетом мощности и цен на электрическую энергию и мощность в регулируемом секторе применяются действующие тарифы на электрическую энергию, утвержденные для участника регулируемого сектора оптового рынка, а пункт 74 не применяется.

     6. Установить, что для подготовки субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода к участию в секторе отклонений объемы отклонений фактического производства (потребления) электрической энергии участниками оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления) определяются до 1 января 2004 г. суммарно за расчетный период, а предусмотренные разделом XI Правил коэффициенты для расчета стоимости отклонений применяются с 1 декабря 2003 г.

     7. Настоящее постановление вступает в силу с 1 ноября 2003 г.

     Председатель Правительства

     Российской Федерации

     М. Касьянов

     

     Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода

     

     I. Общие положения

     1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливают правовые основы функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее именуется - оптовый рынок) в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (далее именуется - переходный период) в пределах ценовых зон, определяемых Правительством Российской Федерации. В течение переходного периода на оптовом рынке осуществляется торговля электрической энергией и мощностью в объемах, определяемых по результатам функционирования:

     регулируемого сектора, в котором осуществляется оптовая торговля частью объемов электрической энергии и мощности по тарифам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Система отношений между субъектами оптового рынка в рамках регулируемого сектора, связанная с обращением электрической энергии в объемах, соответствующих разнице между объемами ее фактического и запланированного производства (потребления), для целей настоящих Правил именуется сектором отклонений;

     сектора свободной торговли, в котором осуществляется оптовая торговля частью объемов электрической энергии в форме заключения и исполнения двусторонних договоров купли-продажи и в форме отбора ценовых заявок покупателей и продавцов по свободным (нерегулируемым) ценам.

     2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

     а) "участники оптового рынка" - поставщики электрической энергии и мощности (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии и мощности (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка;

     б) "участник регулируемого сектора" - участник оптового рынка, получивший право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и мощности в регулируемом секторе;

     в) "участник сектора свободной торговли" - участник оптового рынка, получивший право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии в секторе свободной торговли, в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

     г) "собственное плановое почасовое потребление" - суммарные объемы собственного потребления электрической энергии участником оптового рынка и потребления обслуживаемыми им на розничном рынке потребителями, не являющимися участниками оптового рынка (при наличии таковых), запланированные на каждый час соответствующих суток;

     д) "плановое почасовое потребление" - сумма собственного планового почасового потребления электрической энергии участником оптового рынка и собственного планового почасового потребления обслуживаемыми им на розничном рынке участниками сектора свободной торговли (при наличии таковых), определяемая на каждый час соответствующих суток в каждой точке поставки участника оптового рынка;

     е) "плановое почасовое производство" - объемы производства участником оптового рынка электрической энергии, запланированные на каждый час соответствующих суток, определенные в порядке, установленном настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

     ж) "плановые объемы продажи (покупки)" - объемы электрической энергии, проданные (купленные) в секторе свободной торговли, являющиеся частью планового почасового производства (потребления);

     з) "плановые объемы сектора свободной торговли" - определенные по результатам конкурентного отбора ценовых заявок плановые объемы покупки и плановые объемы продажи электрической энергии;

     и) "отклонение" - объем электрической энергии, определяемый как разница между объемами ее фактического производства (потребления) и планового производства (потребления) участником оптового рынка в соответствующий час суток;

     к) "ценовая заявка" - оформленный в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка документ, отражающий намерение участника сектора свободной торговли купить или продать в определенной точке (группе точек) поставки электрическую энергию и устанавливающий планируемые объемы электрической энергии на каждый час суток, с указанием предлагаемых для каждого из планируемых объемов цен покупки (продажи);

     л) "ценопринимающая заявка" - ценовая заявка участника сектора свободной торговли, отражающая намерение данного участника продать (купить) указанный в заявке объем электрической энергии по сложившейся в результате конкурентного отбора ценовых заявок равновесной цене;

     м) "конкурентный отбор ценовых заявок" - процедура отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию;

     н) "расчетный период" - единый для всех участников оптового рынка период времени, установленный договором о присоединении к торговой системе оптового рынка для определения размеров обязательств по оплате электрической энергии (мощности);

     о) "коммерческий учет" - система измерений объемов фактического производства и потребления электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и сбора информации о них;

     п) "точка поставки" - место в электрической сети, определяемое для каждого участника оптового рынка системным оператором и администратором торговой системы по согласованию с сетевыми компаниями и указанным участником оптового рынка и используемое для определения и исполнения участником оптового рынка обязательств по договорам купли-продажи электрической энергии и владельцем объектов электросетевого хозяйства обязательств по оплате потерь электрической энергии;

     р) "группа точек поставки" - определяемая системным оператором и администратором торговой системы совокупность нескольких точек поставки участника оптового рынка, относящаяся к одному узлу расчетной модели и(или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту;

     с) "системные ограничения" - предельно допустимые значения технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России (далее именуется - ЕЭС России);

     т) "вынужденный режим" - технологические параметры работы генерирующих мощностей в теплофикационном режиме, системных генераторов, атомных электростанций, а также гидроэлектростанций в условиях технологического пропуска воды;

     у) "расчетная модель" - описание электроэнергетической системы, предназначенное для построения математической модели процесса производства, передачи и потребления электрической энергии, с помощью которой рассчитываются реализуемые в этой электроэнергетической системе объемы производства и потребления электрической энергии и соответствующие им равновесные цены;

     ф) "узел расчетной модели" - составная часть расчетной модели, соответствующая соединениям электрических сетей, описанных в расчетной модели, и местам присоединения к ним потребляющих и (или) генерирующих объектов (при этом каждый генерирующий объект, присоединенный к сетям высокого напряжения, описывается в расчетной модели отдельно).

     II. Основные принципы организации оптовой торговли электрической энергией в переходный период

     3. Организация функционирования оптового рынка переходного периода основывается на самостоятельном определении покупателями - участниками оптового рынка собственного планового почасового потребления. Участники оптового рынка заявляют системному оператору о собственном плановом почасовом потреблении в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, по каждой точке (группе точек) поставки.

     4. Исходя из заявленных участниками оптового рынка объемов собственного планового почасового потребления, сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) тарифов на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке, системный оператор составляет предварительный почасовой диспетчерский график производства и потребления электрической энергии участниками оптового рынка на предстоящие сутки (далее именуется - предварительный диспетчерский график). Указанный график описывает реализуемый режим работы ЕЭС России и включает в себя такие почасовые объемы производства электрической энергии всеми участниками оптового рынка, которые обеспечивают заявленное ими собственное плановое почасовое потребление с учетом системных ограничений, потерь электрической энергии в электрических сетях, требований по поддержанию резервов мощности, нормативов по резервам мощности в ЕЭС России.

     Учитывая особенности технологических режимов работы гидроэлектростанций, обусловливающие необходимость использования производства электрической энергии на гидроэлектростанциях в целях частотного регулирования функционирования ЕЭС России, системный оператор устанавливает максимальный почасовой объем производства электрической энергии на гидроэлектростанциях. Указанный объем учитывается при торговле электрической энергией в секторе свободной торговли и обеспечивает возможность продажи в этом секторе в течение суток суммарно 15 процентов объема электрической энергии, запланированного в предварительном диспетчерском графике.

     На основании предварительного диспетчерского графика и по результатам конкурентного отбора ценовых заявок в секторе свободной торговли администратор торговой системы определяет плановое почасовое производство каждого участника оптового рынка, которое сообщается каждому участнику не позднее дня, предшествующего дню фактической поставки электрической энергии.

     Администратор торговой системы в своей деятельности руководствуется принципом минимизации стоимости электрической энергии для потребителей с учетом системных ограничений, потерь и стоимости функционирования системы.

     5. Оптовая торговля электрической энергией в секторе свободной торговли основывается на принципах конкуренции и свободы выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии с использованием следующих механизмов ценообразования:

     свободное определение цен и объемов поставки электрической энергии в рамках двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (далее именуются - двусторонние договоры), заключаемых участниками сектора свободной торговли в соответствии с настоящими Правилами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

     механизм, основанный на конкурентном отборе ценовых заявок участников сектора свободной торговли, обеспечивающий установление свободных цен, уравновешивающих спрос и предложение электрической энергии (далее именуются - равновесные цены).

     6. В секторе свободной торговли обеспечиваются равные права для всех его участников со следующими ограничениями:

     каждый поставщик вправе продавать каждый час объем электрической энергии, не превышающий объем, производимый в каждой точке (группе точек) поставки с использованием 15 процентов установленной (рабочей) мощности генерирующего оборудования, принадлежащего ему на праве собственности или на ином законном основании, с учетом выбранного системным оператором при составлении предварительного диспетчерского графика состава работающего генерирующего оборудования, а также с учетом положений пункта 4 настоящих Правил, касающихся максимального производства электрической энергии на гидроэлектростанциях;

     каждый покупатель вправе приобретать до 30 процентов собственного планового почасового потребления.

     7. Оптовая торговля электрической энергией и мощностью в регулируемом секторе производится по тарифам, установленным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     8. Каждый поставщик - участник регулируемого сектора продает в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) не менее 85 процентов объема электрической энергии (мощности), запланированного в предварительном диспетчерском графике в отношении каждого генерирующего объекта, удовлетворяющего требованиям пункта 14 настоящих Правил. Для участников регулируемого сектора, осуществляющих поставку (покупку) электрической энергии в этом секторе и на розничном рынке в отношении одной и той же точки (группы точек) поставки, применяются положения раздела XII настоящих Правил.

     Если минимально возможный по технологическим ограничениям объем производства электрической энергии или объем производства электрической энергии в вынужденном режиме превышает указанные 85 процентов, то этот объем электрической энергии реализуется в секторе свободной торговли по равновесной цене или в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) по тарифам, установленным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     9. Участник сектора свободной торговли, не являющийся участником регулируемого сектора, покупает электрическую энергию в объеме, равном разнице между собственным плановым почасовым потреблением и объемом электрической энергии, приобретенным в секторе свободной торговли, вне оптового рынка (на розничном рынке), в том числе у энергосбытовых и энергоснабжающих организаций, а также гарантирующих поставщиков электрической энергии.

     Не допускается дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность) для покупателей в зависимости от их участия в секторе свободной торговли.

     10. Объем электрической энергии, приобретаемый в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) каждым его участником, определяется как разница между плановым почасовым потреблением этого участника и суммой объемов покупки электрической энергии в секторе свободной торговли этим участником и обслуживаемыми им на розничном рынке участниками сектора свободной торговли в соответствующих группах точек поставки.

     11. Стоимость отклонений определяется в порядке, установленном настоящими Правилами, на основе тарифов, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     12. Системный оператор управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики на основе планового почасового производства и заявленного участниками оптового рынка собственного планового почасового потребления. В случае отклонения значений параметров надежности функционирования ЕЭС России и качества электрической энергии от установленных системный оператор изменяет технологические режимы работы объектов электроэнергетики исходя из требования минимизации совокупной стоимости отклонений.

     13. В случае возникновения аварийной ситуации окончательный расчет стоимости отклонений производится с учетом определенной в установленном порядке причины возникновения такой ситуации.

     III. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке

     14. Поставщики и покупатели электрической энергии получают статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке при выполнении ими следующих требований:

     а) соответствие количественным характеристикам, применяемым к объектам, в отношении которых заявитель планирует участие в оптовом рынке:

     поставщик электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании генерирующим оборудованием, установленная генерирующая мощность которого в совокупности равна или превышает 25 МВт и в каждой предполагаемой точке поставки электрической энергии составляет не менее 5 МВт;

     потребитель электрической энергии владеет на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающим оборудованием, суммарная присоединенная мощность которого равна или превышает 20 МВА и в каждой группе точек поставки соответствует минимальному значению совокупной присоединенной мощности или превышает его;

     энергосбытовая организация или энергоснабжающая организация имеют по совокупности заключенных с потребителями договоров суммарную присоединенную мощность энергопринимающего оборудования не менее 20 МВА при условии, что в каждой группе точек поставки она соответствует минимальному значению совокупной присоединенной мощности или превышает его.

     Минимальное значение совокупной присоединенной мощности определяется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     Указанные в настоящем подпункте количественные характеристики не применяются к гарантирующим поставщикам электрической энергии.

     Каждая точка (группа точек) поставки может быть представлена в секторе свободной торговли только одним покупателем и (или) поставщиком.

     В отношении организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, указанные количественные характеристики применяются к мощности, передаваемой в точке (группе точек) поставки в соответствии с заключенными этими организациями договорами;

     б) выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка:

     обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности);

     обеспечение системы связи, включая систему передачи данных, с системным оператором и администратором торговой системы;

     в) наличие заключенного в установленном порядке договора об оказании услуг по передаче электрической энергии.

     15. Организации, получившие статус субъекта оптового рынка на основании решений, принятых федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, до даты вступления в силу настоящих Правил в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее именуется - концерн "Росэнергоатом") являются участниками регулируемого сектора и имеют право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии в любом из секторов оптового рынка.

     В отношении указанных организаций устанавливаются следующие особенности:

     количественные характеристики, указанные в пункте 14 настоящих Правил, к ним не применяются;

     допускается использование систем коммерческого учета, имеющихся у них на дату вступления в силу настоящих Правил. При этом указанные организации обязаны в течение двух лет с даты вступления в силу настоящих Правил привести свои системы коммерческого учета в соответствие с требованиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. При неисполнении этого требования фактически потребленные покупателями объемы электрической энергии считаются отклонениями и оплачиваются в соответствии с разделом XI настоящих Правил, а заявки поставщиков на включение в плановое почасовое производство как в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений), так и в секторе свободной торговли удовлетворяются в последнюю очередь.

     16. Акционерные общества, создаваемые в процессе реформирования организаций, указанных в пункте 15 настоящих Правил, с даты их государственной регистрации становятся участниками тех секторов оптового рынка, участником которых являлась соответствующая реформированная организация, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     17. Организация становится участником сектора свободной торговли путем заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и подлежит включению в реестр субъектов оптового рынка при выполнении установленных в пункте 14 настоящих Правил требований или при соответствии положениям пункта 15 настоящих Правил.

     Поставщики и покупатели электрической энергии, в отношении которых администратором торговой системы подтверждено выполнение установленных в пункте 14 настоящих Правил требований, становятся участниками регулируемого сектора на основании решений федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     18. Если объема электрической энергии, приобретенного участником сектора свободной торговли в этом секторе, недостаточно для покрытия его собственного планового почасового потребления, он вправе приобрести недостающий объем электрической энергии (мощности) по договору с энергоснабжающей организацией и (или) гарантирующим поставщиком, которые по характеру своей деятельности заключают такие договоры с каждым, кто к ним обратится.

     При этом в соответствии с указанным договором энергоснабжающая организация и (или) гарантирующий поставщик обязаны поставить произведенную или купленную для указанного участника электрическую энергию (мощность) в объеме, обеспечивающем его фактическое потребление (включая недостающий объем электрической энергии (мощности), и оказать услуги по передаче электрической энергии в этом объеме, а участник сектора свободной торговли обязан оплатить поставленную энергоснабжающей организацией и (или) гарантирующим поставщиком электрическую энергию (мощность), стоимость отклонений и оказанные ему услуги по соответствующим тарифам, утвержденным в установленном порядке.

     Стоимость единицы электрической энергии (мощности), приобретаемой участником сектора свободной торговли вне оптового рынка, определяется исходя из суммы принятых при установлении тарифов стоимости электрической энергии и стоимости мощности, отнесенной к объему потребляемой электрической энергии.

     При определении стоимости отклонений участников сектора свободной торговли, не являющихся участниками регулируемого сектора, применяются тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, утверждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Указанные тарифы применяются в соответствии с требованиями раздела XI настоящих Правил.

     19. В случае нарушения участником сектора свободной торговли требований пункта 14 настоящих Правил (с учетом особенностей, установленных пунктами 15 и 16 настоящих Правил) администратор торговой системы предупреждает его о необходимости устранения нарушения. За неоднократные нарушения или несоблюдение срока их устранения администратор торговой системы вправе исключить такого участника из реестра участников сектора свободной торговли.

     IV. Договор о присоединении к торговой системе

     оптового рынка

     20. Условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка определяются администратором торговой системы в соответствии с настоящими Правилами. Администратор торговой системы и системный оператор подписывают договор о присоединении к торговой системе оптового рынка в целях обеспечения функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

     В соответствии с условиями договора о присоединении к торговой системе оптового рынка администратор торговой системы и системный оператор оказывают услуги участникам оптового рынка и владельцам объектов электросетевого хозяйства. Договором о присоединении также предусматриваются порядок взаимодействия между администратором торговой системы и системным оператором, их права и обязанности. Внесение изменений в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка осуществляется в порядке, предусмотренном указанным договором.

     21. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка должен включать следующие существенные условия:

     а) права и обязанности сторон и порядок их взаимодействия;

     б) содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых администратором торговой системы участникам оптового рынка, с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих доступ к услугам администратора торговой системы;

     в) содержание и порядок оплаты услуг, предоставляемых системным оператором участникам оптового рынка, с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих доступ к услугам системного оператора;

     г) порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке;

     д) взаимная ответственность сторон;

     е) основания, условия и порядок внесения в договор изменений и (или) дополнений включая процедуру рассмотрения соответствующих изменений органами управления администратора торговой системы.

     22. Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка содержит в том числе:

     а) требования к участникам оптового рынка для допуска к торговой системе;

     б) порядок допуска участника оптового рынка к торговой системе оптового рынка, включающий:

     процедуру оформления документов для подтверждения соответствия заявителя требованиям, предъявляемым к участникам оптового рынка, с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих доступ к услугам администратора торговой системы;

     процедуру проверки представленных документов;

     порядок заключения договора;

     в) порядок утверждения точек (группы точек) поставки и их отнесения к узлам расчетной модели;

     г) процедуру подачи заявок участниками оптового рынка, включающую:

     процедуру представления системному оператору заявок в форме уведомления о собственном плановом почасовом потреблении и (или) о готовности генерирующих агрегатов поставщиков к работе и передаче этой информации администратору торговой системы;

     процедуру подачи ценовых заявок администратору торговой системы;

     д) процедуру определения размера и порядка предоставления участниками оптового рынка обеспечения исполнения договоров купли-продажи электрической энергии;

     е) процедуру конкурентного отбора ценовых заявок, определения равновесных цен и объемов электрической энергии в секторе свободной торговли, а также планового почасового производства, включающую:

     порядок взаимодействия администратора торговой системы и системного оператора;

     математическую модель централизованного расчета равновесных цен и объемов электрической энергии в секторе свободной торговли и объемов электрической энергии (мощности) в регулируемом секторе;

     порядок учета двусторонних договоров купли-продажи в секторе свободной торговли;

     перечень информации, предоставляемой участникам оптового рынка системным оператором и администратором торговой системы по результатам торговли электрической энергией на оптовом рынке;

     ж) процедуру изменения технологических режимов работы объектов электроэнергетики исходя из требования минимизации совокупной стоимости отклонений, включающую:

     порядок взаимодействия администратора торговой системы и системного оператора для обеспечения запланированных технологических режимов;

     установление критериев минимизации стоимости отклонений;

     перечень информации о фактических режимах, передаваемой системным оператором администратору торговой системы и участникам оптового рынка;

     з) особенности коммерческого учета, касающиеся:

     порядка сбора данных коммерческого учета;

     порядка расчета фактических объемов производства/потребления электрической энергии и мощности в точках (группах точек) поставки каждого участника за расчетный период;

     и) процедуру определения величин и инициатив отклонений в соответствии с требованиями раздела XI настоящих Правил;

     к) порядок определения требований и обязательств участников оптового рынка в секторе свободной торговли, регулируемом секторе и секторе отклонений;

     л) порядок проведения расчетов на оптовом рынке;

     м) порядок внесения изменений в договор;

     н) порядок и срок исполнения решения администратора торговой системы по устранению участниками сектора свободной торговли нарушений настоящих Правил, а также порядок исключения их из реестра участников сектора свободной торговли;

     о) порядок контроля за соблюдением настоящих Правил, включая контроль за действиями системного оператора;

     п) порядок разрешения споров между субъектами оптового рынка, который может предусматривать процедуру досудебного урегулирования споров.

     23. В порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка или договором купли-продажи электрической энергии в регулируемом секторе, стоимость части неоплаченных объемов электрической энергии, купленных в секторе свободной торговли и (или) регулируемом секторе (без учета сектора отклонений), определяется в соответствии с требованиями раздела XI настоящих Правил для отклонений, произошедших по собственной инициативе участника оптового рынка.

     V. Технологическая и коммерческая инфраструктура оптового рынка электрической энергии

     24. Участники оптового рынка заключают договоры об оказании услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к сетям которых они технологически присоединены.

     Передача электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям осуществляется на возмездной договорной основе.

     25. В случае если в соответствии с разделом XIII настоящих Правил владельцы объектов электросетевого хозяйства подпадают под требование оплаты на оптовом рынке потерь электрической энергии в электрических сетях, они обязаны заключить договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и производить указанную оплату в соответствии с установленными указанным договором условиями.

     26. Оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики осуществляется на возмездной договорной основе системным оператором и иными субъектами оперативно-диспетчерского управления в соответствии с настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими доступ к услугам и оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

     27. Администратор торговой системы оказывает участникам оптового рынка на возмездной договорной основе услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка. Тарифы на указанные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за деятельностью администратора торговой системы включая контроль за привлечением администратором торговой системы иных организаций в целях обеспечения оказания им услуг по организации функционирования торговой системы оптового рынка.

     VI. Особенности организации обращения электрической энергии в регулируемом секторе оптового рынка

     28. Основой системы обращения электрической энергии в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) являются формируемые при участии системного оператора и администратора торговой системы федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий ежегодные сводные прогнозные балансы производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России.

     Указанные балансы формируются на основе прогнозов объемов потребления электрической энергии.

     29. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливает для каждого участника регулируемого сектора тарифы на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке (далее именуются - тарифы регулируемого сектора), с учетом сформированных сводных прогнозных балансов производства и поставок электрической энергии (мощности).

     Убытки или дополнительные доходы, получаемые участниками оптового рынка от участия в отношениях, связанных с обращением электрической энергии в секторе свободной торговли и в секторе отклонений, не учитываются при установлении тарифов регулируемого сектора и(или) на розничном рынке, за исключением случая, указанного в пункте 67 настоящих Правил.

     В регулируемом секторе осуществляются расчеты в отношении 85 процентов установленной генерирующей мощности каждого участника регулируемого сектора - поставщика электрической энергии и мощности. Принимаемый в расчетах объем генерирующей мощности участника регулируемого сектора корректируется с учетом выполнения им запланированного объема рабочей генерирующей мощности, отраженного в уточненном сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности). В регулируемом секторе расчеты в отношении оставшихся 15 процентов мощности его участников не осуществляются.

     В регулируемом секторе расчеты за установленную генерирующую мощность поставщиков электрической энергии, работа которых необходима для поддержания установленных технологических параметров функционирования ЕЭС России или для поддержания резервов мощности в ЕЭС России, осуществляются в полном объеме, если доходы от их участия в оптовом рынке не обеспечивают установленный уровень экономически обоснованных затрат. Перечень указанных поставщиков определяется федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим разработку и реализацию государственной социально-экономической политики, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере топливно-энергетического комплекса Российской Федерации.

     Совокупная установленная генерирующая мощность электрических станций, принадлежащих поставщикам, включенным в перечень, не может превышать 10 процентов установленной генерирующей мощности ЕЭС России. При определении перечня поставщиков учитываются особенности участия поставщиков в оптовом рынке, связанные с условиями закупки топлива.

     Участники регулируемого сектора - покупатели электрической энергии оплачивают приобретенную ими в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) электрическую энергию и мощность исходя из стоимости единицы электрической энергии в регулируемом секторе (далее именуется - цена на электрическую энергию и мощность в регулируемом секторе), равной стоимости единицы электрической энергии, увеличенной на стоимость потребляемой указанным участником мощности, отнесенной к объему потребления электрической энергии. При этом стоимость единицы электрической энергии и стоимость потребляемой мощности определяются на основании установленных для данного покупателя тарифов на электрическую энергию (мощность), а объемы потребляемой электрической энергии и мощности определяются в соответствии с утвержденным сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности).

     30. Минимальный объем продажи электрической энергии в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) в каждый час для каждого поставщика составляет 85 процентов объема производства электрической энергии, запланированного в предварительном диспетчерском графике, с учетом требования пункта 8 настоящих Правил. Указанное требование применяется для объема производства электрической энергии каждым генерирующим объектом каждого поставщика.

     31. В случае если по результатам конкурентного отбора ценовых заявок плановые объемы продажи в секторе свободной торговли и минимальные объемы продажи в регулируемом секторе в совокупности не обеспечивают плановое почасовое потребление участников оптового рынка, администратор торговой системы определяет объемы продажи электрической энергии в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) сверх минимальных. Определение объемов продаж в регулируемом секторе производится с учетом ценовых заявок поставщиков и тарифов на электрическую энергию, установленных для них федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

     С учетом положений, установленных пунктом 8 настоящих Правил, оплата дополнительного объема электрической энергии, произведенного поставщиком в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений), осуществляется по тарифу на электрическую энергию, установленному для этого поставщика.

     32. Объем продажи электрической энергии поставщиком в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) определяется как разность между его плановым почасовым производством и плановым объемом продажи в секторе свободной торговли.

     33. Объем покупки электрической энергии участником оптового рынка в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) определяется как разность между его плановым почасовым потреблением и объемом электрической энергии, приобретенным в секторе свободной торговли этим участником и обслуживаемыми им на розничном рынке участниками сектора свободной торговли.

     VII. Организация обращения электрической энергии в секторе свободной торговли

     34. Обращение электрической энергии в секторе свободной торговли обеспечивается путем заключения участниками сектора свободной торговли двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и конкурентного отбора ценовых заявок с определением равновесных цен на электрическую энергию и объемов электрической энергии, включаемых в плановые объемы сектора свободной торговли.

     35. Предельный уровень цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий и применяется в случае превышения минимальной из цен, указанных в ценовых заявках на продажу, над максимальной из цен, указанных в ценовых заявках на покупку, если при этом на покупку не подано ни одной ценопринимающей заявки.

     36. Если при проведении конкурентного отбора ценовых заявок администратором торговой системы зафиксированы нарушения требований, установленных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка или выявлена невозможность определения объемов и(или) равновесных цен, отвечающих требованиям пункта 48 настоящих Правил, а также в иных случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, администратор торговой системы принимает решение о том, что продажа (покупка) электрической энергии в секторе свободной торговли (включая продажу (покупку) электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи) в целом или на какой-либо ограниченной территории не состоялась. Основания для принятия указанного решения рассматриваются наблюдательным советом администратора торговой системы на очередном заседании. Ответственность должностных лиц администратора торговой системы за принятие необоснованного решения определяется договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

     VIII. Двусторонние договоры

     купли-продажи электрической энергии в секторе

     свободной торговли

     37. Каждый покупатель вправе покупать по двусторонним договорам купли-продажи до 30 процентов объема его собственного планового почасового потребления электрической энергии.

     В случае если совокупный объем электрической энергии, указанный в двусторонних договорах купли-продажи, превышает 30 процентов собственного планового почасового потребления покупателя, администратор торговой системы вправе самостоятельно определить объемы электрической энергии (в пределах превышения), не включаемые в плановые объемы сектора свободной торговли.

     Заключенные участниками сектора свободной торговли двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии подлежат регистрации администратором торговой системы в порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, для включения указанных в них объемов электрической энергии в плановые объемы сектора свободной торговли и определения финансовых обязательств участников оптового рынка. При регистрации двусторонних договоров купли-продажи предусматриваются особенности регистрации двусторонних договоров купли-продажи, заключенных с учетом положений пункта 41 настоящих Правил.

     38. Покупатель электрической энергии, заключивший двусторонний договор купли-продажи, обязан оплатить поставщику электрической энергии стоимость электрической энергии, определенную в договоре, независимо от плановых объемов покупки электрической энергии данного участника в секторе свободной торговли, если иное не установлено в указанном договоре или договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

     39. Если плановых объемов продажи электрической энергии поставщиком в секторе свободной торговли недостаточно для выполнения его обязательств по поставке электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи, он обязан закупить недостающий объем электрической энергии в секторе свободной торговли.

     В случае если стороны двустороннего договора купли-продажи подают ценопринимающие заявки на указанный в договоре объем электрической энергии, объем электрической энергии определяется в процессе конкурентного отбора ценовых заявок с учетом очередности, указанной в пункте 52 настоящих Правил.

     В случае если в результате конкурентного отбора ценовых заявок отсутствует возможность включения указанного договорного объема в плановые объемы сектора свободной торговли, устанавливаются следующие особенности расчетов за электрическую энергию в секторе свободной торговли:

     определяются поставщики первой и второй очереди, объемы производства электрической энергии которых были приняты вместо указанного договорного объема;

     не определяются равновесные цены электрической энергии в узлах расчетной модели, к которым относится группа точек поставки поставщика по указанному договору и группы точек поставки поставщиков первой и второй очереди;

     не учитывается при расчете финансовых обязательств участников в секторе свободной торговли за соответствующий расчетный период стоимость объемов электрической энергии, проданной (купленной) в указанных узлах расчетной модели поставщиком по договору и поставщиками первой и второй очереди.

     40. В порядке, определенном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, продавцы и покупатели электрической энергии, заключившие двусторонние договоры купли-продажи, обязаны на равных со всеми остальными участниками сектора свободной торговли условиях оплачивать потери электрической энергии и стоимость системных ограничений. Размер платы определяется в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, на основании разности между равновесными ценами в группах точек поставки покупателя и продавца по каждому договору.

     41. Участники сектора свободной торговли, заключившие двусторонний договор купли-продажи электрической энергии, оплачивают потери электрической энергии и не оплачивают стоимость системных ограничений в случае если точки поставки сторон по договору и объем электрической энергии, указанный в договоре, соответствуют следующим требованиям:

     а) между указанными в договоре точками поставки продавца и покупателя отсутствуют существенные системные ограничения нормального режима работы электрических сетей, что подтверждается системным оператором;

     б) указанные точки поставки находятся в электрических сетях с номинальным классом напряжения не ниже 220 кВ. За номинальный класс напряжения при определении точек поставки и величины потерь принимается значение первичного номинального напряжения подстанции, к которой присоединен покупатель;

     в) протяженность линий электропередачи, рассчитанная по кратчайшему пути, соединяющему указанные точки поставки, составляет не более 80 километров;

     г) объем собственного производства электрической энергии поставщика в точке поставки позволяет обеспечить плановое почасовое потребление покупателя, указанное в договоре.

     42. В соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка стороны двустороннего договора купли-продажи, указанные в пункте 41 настоящих Правил, по своему усмотрению либо оплачивают потери электрической энергии, либо компенсируют их дополнительным производством электрической энергии. Стоимость и величина указанных потерь электрической энергии определяются расчетным путем как отношение стоимости и величины суммарных потерь в электрических сетях соответствующего номинального класса напряжения, учитываемых в расчете равновесных цен в секторе свободной торговли, к совокупной заявленной мощности в секторе свободной торговли. Расчет стоимости и величины потерь производится раздельно для территорий, определенных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий для целей расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети.

     Системный оператор ведет учет двусторонних договоров купли-продажи, в которых указаны точки поставки и объем электрической энергии, соответствующие требованиям, установленным пунктом 41 настоящих Правил, включая требование, касающееся отсутствия существенных системных ограничений.

     Системное ограничение не считается существенным для двустороннего договора купли-продажи, если оно позволяет обеспечить переток мощности в объеме, необходимом для исполнения этого договора и всех ранее учтенных системным оператором двусторонних договоров, для которых отсутствуют существенные системные ограничения (без учета иных объемов перетоков мощности, не включенных в указанные двусторонние договоры).

     Для определения существенности системных ограничений для двустороннего договора купли-продажи во внимание принимаются исключительно ограничения на переток мощности по электрическим сетям, соединяющим точки поставки сторон этого договора. Информация о таких ограничениях является публичной и раскрывается системным оператором и администратором торговой системы.

     IX. Конкурентный отбор ценовых заявок и определение равновесных цен и объемов электрической энергии в секторе свободной торговли

     43. До начала суток фактической поставки электрической энергии, приобретаемой в секторе свободной торговли, администратор торговой системы проводит конкурентный отбор ценовых заявок. Указанный отбор производится в форме расчета почасовых равновесных цен и объемов электрической энергии, включаемых в плановые объемы сектора свободной торговли и формирующих обязательства участников по всем договорам, заключаемым в секторе свободной торговли.

     44. Ценовые заявки подаются участниками сектора свободной торговли в отношении каждой точки (группы точек) поставки на каждый час суток.

     Каждый участник сектора свободной торговли имеет право подать ценовую заявку на объем электрической энергии, не превышающий установленные пунктом 6 настоящих Правил предельные значения объемов электрической энергии, продаваемой (покупаемой) в секторе свободной торговли.

     45. При проведении конкурентного отбора ценовых заявок объемы электрической энергии, указанные в ценопринимающих заявках, включаются в плановые объемы сектора свободной торговли, за исключением следующих случаев:

     а) отсутствие технологической возможности осуществления поставок электрической энергии в требуемых объемах с учетом объемов продажи электрической энергии в регулируемом секторе;

     б) превышение объема электрической энергии, указанного в ценопринимающих заявках покупателей (продавцов), над суммарными объемами электрической энергии, указанными в ценовых заявках продавцов (покупателей) соответственно.

     В указанных случаях ценопринимающие заявки удовлетворяются в порядке очередности, определенном в пункте 52 настоящих Правил.

     46. При проведении конкурентного отбора ценовых заявок администратор торговой системы учитывает следующие предоставленные системным оператором сведения:

     а) действующая (актуальная) для суток торговли расчетная модель;

     б) сведения по ограничениям режимов работы гидроэлектростанций;

     в) сведения о величине и территориальном размещении резервов мощности или требования к резервам мощности;

     г) предварительный диспетчерский график;

     д) графики плановых ремонтов генерирующих агрегатов и объектов электросетевого хозяйства;

     е) объемы экспорта/импорта электроэнергии.

     47. При проведении конкурентного отбора ценовых заявок администратор торговой системы обязан при соблюдении ограничений, указанных в пункте 6 настоящих Правил, и в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, включить в плановые объемы сектора свободной торговли объемы электрической энергии, на которые в ценовых заявках поставщиков указана наиболее низкая цена электрической энергии, и объемы электрической энергии покупателей, на которые в ценовых заявках покупателей указана наиболее высокая цена электрической энергии, при условии, что на электрическую энергию указанных поставщиков (покупателей) существует спрос (предложение) с учетом стоимости потерь и системных ограничений.

     48. Равновесная цена электрической энергии устанавливается для каждого часа планируемых суток и каждого узла расчетной модели с соблюдением следующих обязательных условий:

     а) равновесные цены одинаковы для всех объемов электрической энергии, точка поставки которых отнесена к одному узлу расчетной модели;

     б) для поставщика электрической энергии равновесная цена не может быть ниже цены, указанной им в ценовой заявке на объем электрической энергии, отнесенный к соответствующему узлу расчетной модели и включенный администратором торговой системы в плановые объемы сектора свободной торговли;

     в) для покупателя электрической энергии равновесная цена не может быть выше цены, указанной им в ценовой заявке на объем электрической энергии, отнесенный к соответствующему узлу расчетной модели и включенный администратором торговой системы в плановые объемы сектора свободной торговли.

     Равновесные цены должны отражать стоимость системных ограничений и величину потерь электрической энергии, зависящих от электроэнергетических режимов.

     Объемы электрической энергии, включаемые администратором торговой системы в плановые объемы сектора свободной торговли по результатам конкурентного отбора ценовых заявок, устанавливаются для каждого часа планируемых суток и каждой группы точек поставки.

     49. В установленной Правительством Российской Федерации каждой ценовой зоне при проведении конкурентного отбора ценовых заявок сопоставляются ценовые заявки, поданные в отношении точек поставки, относящихся к одной ценовой зоне, с учетом объемов перетока электрической энергии между зонами. При этом устанавливаются равновесные цены для каждого узла расчетной модели каждой ценовой зоны.

     50. Если по итогам расчетного периода в секторе свободной торговли финансовые обязательства покупателей превышают финансовые требования поставщиков, в том числе за счет использования ограниченной пропускной способности электрической сети, то сумма превышения учитывается при составлении окончательного расчета по итогам расчетного периода путем уменьшения финансовых обязательств покупателей пропорционально суммарному объему электрической энергии, купленному ими в течение соответствующего расчетного периода в секторе свободой торговли.

     51. Порядок расчета равновесных цен и плановых объемов сектора свободной торговли устанавливается в договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.

     X. Специальные случаи расчета равновесных цен в секторе свободной торговли

     52. Заявленные в ценопринимающих заявках и(или) по двусторонним договорам объемы производства электрической энергии включаются в плановые объемы сектора свободной торговли в следующей очередности:

     а) в первую очередь включаются объемы электрической энергии, указанные в ценопринимающих заявках на продажу и производимые:

     с использованием генерирующих мощностей, определенных системным оператором как обеспечивающие системную надежность (системные генераторы) в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил;

     на атомных электростанциях в объемах, соответствующих требованиям технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также норм и правил;

     б) во вторую очередь включаются объемы электрической энергии, указанные в ценопринимающих заявках на продажу и производимые:

     тепловыми электростанциями в объеме, соответствующем производству электрической энергии в теплофикационном режиме;

     гидроэлектростанциями в объеме, обусловленном технологическими причинами и (или) необходимостью обеспечения экологической безопасности;

     в) в третью очередь включаются объемы производства электрической энергии, направляемые участниками оптового рынка для исполнения их обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, включая договоры по экспортно-импортным операциям;

     г) в четвертую очередь включаются все прочие объемы производства электрической энергии, указанные в ценопринимающих заявках.

     Объемы электрической энергии, включаемые в плановые объемы сектора свободной торговли в первую и вторую очередь, направляются на исполнение двусторонних договоров, если это указано в ценопринимающей заявке.

     Если объемы производства третьей очереди не были включены полностью в плановые объемы сектора свободной торговли по причине удовлетворения объемов первой или второй очереди, применяется порядок определения цен и расчета финансовых обязательств, установленный в пункте 39 настоящих Правил.

     53. Если в секторе свободной торговли спрос превышает предложение, равновесная цена электрической энергии принимается равной минимальной из цен, указанных в ценовых заявках покупателей на объем электроэнергии, включенный в плановые объемы сектора свободной торговли.

     Действие настоящего пункта не распространяется на случаи, указанные в пункте 52 настоящих Правил.

     54. Под генерирующими мощностями, обеспечивающими системную надежность (системными генераторами), в настоящих Правилах понимаются генерирующие объекты, без особого режима работы которых в силу их расположения в электрической сети или уникальности характеристик (скорости сброса/набора нагрузки) невозможно обеспечить режимы работы ЕЭС России с заданными параметрами надежности. Системные генераторы обеспечивают в том числе:

     поддержание уровня напряжения в сети;

     обеспечение необходимого объема пропускной способности сети;

     обеспечение скорости изменения объемов производства электрической энергии, соответствующей скорости изменения объемов потребления электрической энергии в ЕЭС России.

     XI. Организация обращения электрической энергии в секторе отклонений

     55. Размер стоимости отклонений рассчитывается на каждый час администратором торговой системы в соответствии с настоящими Правилами и утверждаемой федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий методикой расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления), основанной на тарифах на электрическую энергию (мощность) и увеличенной (уменьшенной) в зависимости от причины возникновения отклонения. Указанная методика включает в себя величины нормативных уровней отклонений и единые для всех участников оптового рынка коэффициенты, учитывающие причину возникновения отклонений (по собственной инициативе участника оптового рынка или по причине, не зависящей от участника оптового рынка, вызванной в том числе действиями иных участников оптового рынка, владельцев объектов электросетевого хозяйства, администратора торговой системы или системного оператора).

     Стоимость отклонений рассчитывается для отклонений, размер которых превышает нормативный уровень (уровни).

     56. Плата за отклонения формируется путем применения повышающих (понижающих) коэффициентов к тарифам регулируемого сектора, устанавливаемых в соответствии с указанной в пункте 55 методикой. При этом используются следующие тарифы регулируемого сектора:

     а) для поставщиков:

     увеличивших объем производства электрической энергии не по собственной инициативе - утвержденный для данного участника тариф на электрическую энергию с учетом мощности;

     снизивших объем производства электрической энергии не по собственной инициативе - утвержденный для данного участника тариф на электрическую энергию;

     увеличивших объем производства электрической энергии по собственной инициативе - отклонения не оплачиваются;

     снизивших объем производства электрической энергии по собственной инициативе - максимальный из тарифов на электрическую энергию с учетом мощности в регулируемом секторе, установленных для поставщиков, осуществлявших производство электрической энергии в соответствующий час;

     б) для покупателей:

     увеличивших объем потребления электрической энергии по собственной инициативе либо снизивших его не по собственной инициативе - цена на электрическую энергию и мощность в регулируемом секторе;

     увеличивших объем потребления электрической энергии не по собственной инициативе либо снизивших его по собственной инициативе - утвержденный для данного участника тариф на электрическую энергию.

     В качестве указанных в настоящем пункте тарифов регулируемого сектора применяются тарифы, установленные в отношении генерирующего объекта участника оптового рынка, в группе точек поставки которого зафиксированы соответствующие отклонения.

     Указанный в настоящем пункте тариф на электрическую энергию с учетом мощности определяется для поставщика как сумма тарифа на электрическую энергию поставщика и величины, равной отношению произведения генерирующей мощности и тарифа на генерирующую мощность данного поставщика к объему электрической энергии, включенному в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) для данного поставщика.

     В случае если какой-либо из указанных в настоящем пункте тарифов на покупку (продажу) для участника регулируемого сектора не установлен, применяется тариф, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, действующий на дату вступления в силу настоящих Правил.

     57. Плата за отклонения определяется для каждого из указанных в пункте 56 настоящих Правил случаев с учетом указанных в пункте 55 коэффициентов, учитывающих причину, по которой было допущено отклонение:

     а) если отклонения произошли по инициативе участника оптового рынка, применяются коэффициенты, при которых оплата стоимости отклонений увеличивает расходы (уменьшает доходы) этого участника по сравнению со стоимостью электрической энергии в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений);

     б) если отклонения произошли не по инициативе участника оптового рынка, применяются коэффициенты, при которых оплата стоимости отклонений увеличивает доходы (уменьшает расходы) этого участника по сравнению со стоимостью электрической энергии в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений).

     Для оплаты отклонений, вызванных предоставлением участником оптового рынка услуг в соответствии с требованиями раздела XV настоящих Правил, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий устанавливаются специальные коэффициенты, которые отражают не только причину возникновения отклонений, но и характер услуги, при предоставлении которой указанные отклонения произошли.

     58. В случае если в течение часа объем фактического отклонения не совпадает с объемом отклонения, произошедшего не по инициативе участника оптового рынка, объем отклонения по его инициативе определяется как разность объема фактического отклонения и отклонения, произошедшего не по инициативе участника оптового рынка. Указанные отклонения определяются в отношении каждой группы точек поставки.

     59. Если в секторе отклонений суммарные обязательства участников регулируемого сектора по оплате отклонений отличаются от суммарных требований по оплате отклонений, указанная разница учитывается при составлении окончательного расчета по итогам расчетного периода путем корректировки обязательств всех участников оптового рынка пропорционально суммарному объему электрической энергии, купленному (проданному) ими в соответствующий расчетный период в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) и в секторе свободой торговли.

     60. Для участника сектора свободной торговли, не являющегося участником регулируемого сектора, стоимость отклонений рассчитывается в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил путем применения тарифа на электрическую энергию (мощность), устанавливаемого для него органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

     61. Системный оператор управляет технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей так, чтобы при соблюдении нормативов системной надежности и качества электрической энергии обеспечить минимально возможную стоимость электрической энергии, компенсирующую отклонения участников оптового рынка.

     62. Системный оператор ведет учет диспетчерских команд, выданных участникам рынка, инициатив субъектов оптового рынка (владельцев объектов электросетевого хозяйства, администратора торговой системы и системного оператора), а также изменений системных ограничений, повлекших отклонения.

     Указанную информацию системный оператор передает администратору торговой системы и участникам оптового рынка в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

     XII. Особенности участия отдельных категорий поставщиков и покупателей электрической энергии в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке

     63. В отношении объемов электрической энергии, производимой на гидроэлектростанциях, поставщики - участники сектора свободной торговли имеют право подавать только ценопринимающие заявки, что не лишает их права на заключение двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.

     64. Участие акционерных обществ энергетики и электрификации в оптовом рынке осуществляется в соответствии со следующими особенностями:

     а) плановые и фактические режимы работы электростанций, входящих в состав акционерных обществ энергетики и электрификации, а также объемы продажи (покупки) электрической энергии в секторе свободной торговли и в секторе отклонений устанавливаются и реализуются раздельно по объемам производства и по объемам потребления электрической энергии данного акционерного общества энергетики и электрификации и в соответствии с общими для всех участников оптового рынка правилами;

     б) акционерное общество энергетики и электрификации подает администратору торговой системы отдельные ценовые заявки на поставку и на покупку электрической энергии для участия в конкурентном отборе ценовых заявок в секторе свободной торговли;

     в) объем продажи (покупки) электроэнергии и мощности акционерными обществами энергетики и электрификации в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) равен разнице объемов продажи и покупки электроэнергии в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений), определенных в соответствии с настоящими Правилами, суммированных за расчетный период;

     г) в целях планирования и ведения технологических режимов производства и потребления электрической энергии, а также с целью определения равновесных цен на продажу и покупку электрической энергии в секторе свободной торговли и определения стоимости отклонений в секторе отклонений акционерное общество энергетики и электрификации рассматривается как два отдельных участника - поставщик и покупатель.

     65. Организации, осуществляющие экспортно-импортные операции, - участники регулируемого сектора, не являющиеся участниками сектора свободной торговли, продают (покупают) электрическую энергию в объемах планового почасового производства (потребления), необходимую для исполнения договоров, по которым проводятся такие операции в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений).

     Отклонения, произошедшие в указанных организациях в результате исполнения договоров, по которым проводятся экспортно-импортные операции, заключенных до даты вступления в силу настоящих Правил, суммируются по всем точкам поставки, относящимся к отдельному договору, а также по часам (суткам) расчетного периода.

     66. Для организаций, владеющих объектами потребления и генерирующими объектами и не являющихся участниками регулируемого сектора, устанавливаются следующие особенности участия в оптовом рынке:

     а) точки поставки на оптовом рынке совпадают с точками поставки на розничном рынке (место в электрической сети, используемое для определения и исполнения обязательств участником розничного рынка);

     б) в случае продажи такими организациями электрической энергии в секторе свободной торговли к ним применяются требования настоящих Правил, установленные для поставщиков электрической энергии;

     в) в случае покупки такими организациями электрической энергии в секторе свободной торговли к ним применяются требования настоящих Правил, установленные для покупателей электрической энергии.

     Указанные требования не распространяются на объем электрической энергии, используемый для внутреннего потребления.

     67. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий определяет объем средств, необходимых для обеспечения деятельности и выполнения обязанностей эксплуатирующей организации атомных электростанций концерна "Росэнергоатом". В случае нехватки средств, образовавшейся в силу сложившихся цен на электрическую энергию в свободном секторе, их недостаток компенсируется соответствующим увеличением тарифа на генерирующую мощность в регулируемом секторе оптового рынка.

     XIII. Порядок оплаты сетевыми организациями потерь электрической энергии

     68. Потери электрической энергии, не учтенные в тарифах (ценах) на электрическую энергию в регулируемом секторе и в секторе свободной торговли, оплачиваются на оптовом рынке владельцами объектов электросетевого хозяйства - участниками оптового рынка.

     69. До образования сетевых компаний, созданных на базе электрических сетей акционерных обществ энергетики и электрификации, указанные акционерные общества компенсируют потери электрической энергии за счет собственного производства электрической энергии и (или) оплачивают потери на оптовом рынке в составе тарифов (цен) на электрическую энергию в регулируемом секторе и в секторе свободной торговли.

    70. Потери электрической энергии в любых электрических сетях независимо от их собственника, не учтенные в тарифах (ценах) на электрическую энергию в регулируемом секторе и в секторе свободной торговли, а также в объемах фактического почасового потребления участников оптового рынка, оплачиваются на оптовом рынке по тарифам регулируемого сектора организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

     Расходы по оплате указанных потерь компенсируются организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью иными владельцами объектов электросетевого хозяйства в процессе осуществления взаиморасчетов.

     XIV. Особенности коммерческого учета электрической энергии

     71. Особенности коммерческого учета электрической энергии в точках поставки определяются настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с учетом следующих требований:

     а) для определения фактических почасовых объемов поставки (потребления) электрической энергии используются данные измерений, выполненных с помощью средств коммерческого учета, которые обеспечивают хранение данных измерений (интервальный учет);

     б) при отсутствии средств интервального учета для определения фактических почасовых объемов поставки (потребления) электрической энергии используются данные измерений, выполненных с помощью средств коммерческого учета, обеспечивающих учет электрической энергии суммарно на определенный момент времени (интегральный учет).

     При использовании интегрального учета применяются математические методы на основании данных оперативно-измерительного комплекса системного оператора (при их наличии) или согласованных системным оператором графиков потребления (производства) электрической энергии. При этом суммарно за расчетный период величина фактических почасовых объемов потребления электрической энергии должна быть равна показателям, полученным при интегральном учете.

     72. Администратор торговой системы обеспечивает создание системы коммерческого учета, обеспечивающей получение сбалансированных данных о фактическом производстве (потреблении) электрической энергии на оптовом рынке с учетом потерь.

     XV. Оплата иных услуг, предоставляемых

     участниками

     на оптовом рынке

     73. В течение переходного периода предоставление услуг по обеспечению оперативного резерва мощности, поддержанию частоты в системе, обеспечению контроля напряжения и реактивной мощности осуществляется участниками оптового рынка в секторе свободной торговли и в регулируемом секторе (без учета сектора отклонений) .

     74. В секторе свободной торговли услуги по обеспечению оперативного резерва мощности оплачиваются поставщикам, объемы продаж электроэнергии которых в секторе свободной торговли ограничиваются по причине необходимости резервирования части мощности. Если указанная часть генерирующей мощности не используется в секторе отклонений, стоимость такой услуги определяется администратором торговой системы на соответствующий час планируемых суток как произведение объема электрической энергии, производимой с использованием указанной части генерирующей мощности, и величины превышения равновесной цены в узле расчетной модели, к которому отнесена группа точек поставки данного участника, над ценой, указанной им в заявке.

     75. Выбор поставщиков услуг, указанных в пункте 73 настоящих Правил, осуществляется системным оператором совместно с администратором торговой системы исходя из минимизации их суммарной стоимости.

     76. Для расчета стоимости отклонений потребителей с регулируемой нагрузкой, вызванных предоставлением ими услуг на оптовом рынке, применяются специальные коэффициенты, указанные в пункте 57 настоящих Правил.

     Приложение

     Перечень субъектов Российской Федерации, территории которых объединены в ценовую зону оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода

     Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Чувашская Республика;  Краснодарский край, Ставропольский край;  Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, г.Москва, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, г.Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область; Коми-Пермяцкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.