Звонок для Наташки Шуваловой
Из окошка в классе, где учится восьмилетняя Наташка с красивой графской фамилией Шувалова, видна местная достопримечательность - большая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. А еще сад с хрустящими, уже слегка примороженными антоновскими яблоками. Девчонке откровенно скучно: перемена, а поиграть не с кем. Вот и пересчитывает она через окно несорванные яблоки да потешается над дерущимися за добычу синицами.
Есть, конечно, в Наташкиной школе еще кот, да хитрющее животное сейчас ленится где-нибудь возле батареи, а к девочке придет в аккурат к большой перемене, когда ученице накроют к обеду стол. Учительница Нина Дмитриевна, тетя Оля - истопница, она же сторож, она же повариха, она же уборщица, да сама Наташка - вот, собственно говоря, и все обитатели начальной школы села Никулино.
Деревенские жители как никто другой знают, что означает "вставать с петухами". Маленькая Наташка тому не исключение. Чуть свет - и ученица уже в школе. Правда, привычного гомона, который царит в классе перед занятиями, нет. Никто не носится между рядами парт, не просит друг у друга списать "домашку" и не обменивается фантиками от жвачек. В жарко натопленном классе не только скучно, но и тепло. В этой тишине, нарушаемой лишь мерным гулом парового отопления, "ранняя пташка" - Наташа Шувалова начинает потихоньку засыпать. Из теплой дремы девочку вырывает звон колокольчика. Такие медные "раритеты" обычно хранятся у школьных завхозов и извлекаются на свет лишь два раза в год, когда прилежная первоклассница, взгромоздившись на плечо выпускнику, оповещает собравшихся детей о начале или о конце учебного года. В никулинской же школе такой колокольчик звучит каждый день.
- Звонок - это необходимый атрибут школьных занятий, - поясняет мне Нина Овчарова, директор и единственная учительница в школе. - Без него ребенок на урок не настроится, да и на перемену не переключится. Вот я и звоню каждый раз для Наташи, чтобы не забывала, что в школе учится.
Со стороны это выглядит несколько забавно: строгая учительница, мельком взглянув на часы, берет со стола колокольчик и звонит в него. Шустрая девчонка, на ходу поправляя домашние тапочки, тут же прыгает за парту, приосанивается и с видом прилежной ученицы внемлет педагогу.
Поначалу ситуация несколько шокирует своей непривычностью: обычный класс с развешанным по стенам дидактическим материалом, обычная коричневая доска в центре, на ней обычный школьный мелок. Необычно то, что девять из десяти стоящих в классе парт совершенно пустые. На десятой, сбоку от учительского стола, сидит ученица Наташа. Задав девочке примеры из школьного учебника, Нина Дмитриевна снимает очки и, уже обращаясь ко мне, смеется:
- Что, не ожидали, что у нас тут все "не понарошку"? Все вот так вот приходят и удивляются. Некоторые думают, что у нас тут что-то вроде репетиторства.
Несмотря на, мягко говоря, скромный контингент учащихся, эта школа работает по всем канонам образовательной системы: начало уроков в половине девятого, уроки по 45 минут, между ними перемены, в том числе и большая, чтобы ученица успела поесть. Есть даже свой собственный спортзал со шведской стенкой и спортивными матами на полу. Правда, по сути своей - это обычная комната, обустроенная под занятия гимнастикой. Но больше всего умиляет журнал: огромный, классический кондуит, разлинованный на сорок человек. На каждой его странице стоит только одна фамилия. Все остальное, как у всех: сверху дата, под ней оценка, а справа - тема занятий.
Учится Наташка хорошо. Правда, не очень любит математику. Поэтому как только Нина Дмитриевна в очередной раз зазвонила в колокольчик, девочка, ведомая всемирным ученическим инстинктом, тут же захлопнула учебник.
- Ух, слава богу, математика закончилась, - доверительно шепчет она все той же учительнице.
- Да ладно хныкать, - говорит Нина Дмитриевна, - все у тебя нормально. Завтра на экскурсию поедем.
Со стороны этот разговор напоминает болтовню двух подружек на переменке. В очередной раз колокольчик Нины Дмитриевны зазвонил на урок литературы. Здесь Наташка чувствовала себя как рыба в воде. Постоянно забегала вперед учительницы и тянула руку, чтоб дополнить. А уж басню Крылова "Стрекоза и муравей" прочитала у доски почти что с актерским мастерством, изображая в лицах то ветреную стрекозу, то чересчур правильного муравья. Причем мораль из этой басни вынесла сообразно текущему времени.
- Я считаю, - говорит мне восьмилетняя девочка, - что муравей был не слишком прав. Ведь он же все-таки мужчина и должен был помочь попавшей в беду женщине.
Оппонентов, поспоривших бы с ней по поводу "кто кому чего в этой жизни должен" нет, поэтому маленькая барышня утверждается в правоте собственного мнения.
- Конечно, наша Наташа сама себе и детский коллектив, и лидер этого коллектива, - говорит Нина Овчарова, - поэтому у девочки сформировалась несколько завышенная самооценка. Но ничего, на следующий год состав нашей школы увеличится вдвое: Наташин младший брат Алешка пойдет в первый класс.
Все только начинается
Автобус до села Никульское ходит всего два раза в день. Если не сломается. В противном случае до этой старинной и красивой деревни придется добираться пешком. По местным меркам это всего ничего, пара-тройка километров полем от оживленной трассы, именуемой в народе "Урал". Местные привыкли и за расстояние это не считают. Деревенские подростки "шутя" наматывают эти километры по утрам, когда спешат в школу на занятия в соседний поселок Радужный и еще вечером туда же, на дискотеку. Ситуация, прямо скажем, для русской глубинки совершенно типичная: жителей в деревнях становится все меньше и меньше. В основном это пенсионеры, чьи дети давно выросли и уехали искать свое счастье туда, где автобусы не ломаются, где на широком экране "крутят" премьерные блокбастеры, где кипит большой город. Школьники, разумеется, уезжают вместе с родителями, ходят в модные нынче гимназии, обзаводятся гувернантками и едва ли не с первого класса изучают по нескольку иностранных языков. А сельские школы, в которых остается по 7-10 учеников, закрываются и объединяются в одну на несколько деревень. Такая же судьба была уготована и этой школе. Шутка ли сказать - одна ученица. А содержание учебного заведения обходится ни много ни мало, а в 114 тысяч рублей в год: это зарплата учителя и обслуживающего персонала, отопление и ставший уже хроническим ремонт помещения.
- Когда я узнала, что нас хотят закрыть, - рассказывает Нина Овчарова, - я решила сама спросить у односельчан, хотят ли они этого.
Действительно, особо учиться в начальной никульской школе некому. Тем, кто постарше, нужны профильные предметы: физика, химия, астрономия - они учатся в соседней деревне, а малышей, которым нужны "азы" знаний, почти нет.
- В прошлом году у нас в селе родилось только двое детей, - говорит учительница. - А умерло 15 стариков. Скоро и саму деревню "закроют".
И тем не менее те старики, что еще остались, категорически отказались от закрытия школы. И во всех восьмидесяти домах, что обошла сельская учительница, написали: "Школе быть!"
- Ведь в нашей же деревне и молодые есть, - рассуждают старожилы. - Их дети где учиться будут?
Нужно отметить, что массовое паломничество деревенских в город в последнее время несколько поутихло. И молодежь среднего возраста, надивившись на городскую экзотику, потихоньку возвращается в село.
- У нас тут фермерское хозяйство разрастается, - кивает головой в сторону полей Нина Дмитриевна, - не старики же его обрабатывают. Да и народу в Москве уже поднадоело. Поняли люди, что и у нас здесь можно деньги зарабатывать. Приезжают обратно в Никульское. Вот, к примеру, Наташин папа сначала тоже рванул в Москву "за длинным" рублем. Помыкался там охранником на молокозаводе, да и обратно вернулся. Сейчас в Коломне на асфальтоукладчике работает. И каждый вечер дома, и семью есть на что содержать.
Не забыла Нина Овчарова упомянуть и про беженцев.
- Пару лет назад приезжала к нам семья из Узбекистана, - рассказывает она, - временно у нас в деревне остановились. А дети ко мне в школу ходили. Так что закрывать нас никак нельзя. Все ведь только начинается.
Деревня существует, пока в ней есть школа
- Из всех школ, существующих на сегодняшний день в России, 70 процентов именно деревенские, маленькие школы, - сказал "РГ" Владимир Комм, начальник управления образования администрации Коломенского района. - В одном только нашем районе есть 4 образовательных учреждения, где обучаются менее 7 детей.
Казалось бы, чего проще - школу закрыть, а на вырученные деньги пустить школьный автобус для этих детей. Но...
- Закрыть такую школу мы не имеем права, - продолжает он, - дело в том, что школа на селе испокон веков была не только образовательным учреждением, а еще и неким культурным явлением.
В деревне может не быть своей сельской администрации, своей больницы, своего клуба, но должна обязательно быть школа. На сельскую учительницу по сей день равняются односельчане. Она и мировой судья, она и мудрый советчик и психолог, и библиотекарь. Одним словом, неоспоримейший авторитет. А для жителей Никульского вообще стало традицией заходить в школу "просто так": обсудить политические новости, здоровье, да и просто позвонить.
- Старики перед тем, как поехать по делам в Коломну, всегда ко мне заходят чайку попить, - рассказывает сельская учительница. - А когда холодно, то здесь у меня автобуса дожидаются. Если нашу школу закрыть, то и жизнь в деревне затихнет. А что касается молодежи, то скажите, кто из них поедет в деревню, где "даже школы нет"?
По словам Нины Овчаровой, сегодня в Никульском проживает 30 молодых семей. А это значит, что в ближайшее время Наташа Шувалова перестанет скучать на переменках.