Прошедший саммит оказался не таким уж и простым. Конечно, бывали времена и похуже. Но, например, "датский" вариант, когда Россия после чеченских выступлений на Западе встретилась с Европой вопреки правилам не на территории "хозяйки" ЕС, а в Брюсселе, можно отнести на счет морально-этических разногласий с элементами вмешательства во внутрироссийские дела.
В Риме же сложности были совсем иного характера: стороны решали, как им жить дальше в условиях расширившегося Евросоюза. Но, хотя еще за несколько дней до саммита в российской делегации не были уверены, что удастся согласовать текст итогового заявления, документ все-таки был принят, пусть и в очень осторожных формулировках по основным спорным вопросам.
Путин сделал все, чтобы облегчить визовый режим и правила торговли.
Само обсуждение шло по четырем направлениям: предстоящее расширение ЕС, перспективы общей системы безопасности, общего экономического пространства и научно-культурный диалог. Как заявил "РГ" российский Президент: "Берлускони - конкретный человек, знает, чего хочет, и если о чем-то договорится, то эти договоренности выдержит". Некоторые источники "РГ" итоги госвизита Путина в Италию оценили даже несколько выше, чем саммит ЕС.
Об отношении итальянского лидера к РФ красноречиво свидетельствуют, например, его усилия по созданию нового варианта совета Россия-НАТО или же наделавшие шума заявления о необходимости отмены визового режима.
И пускай последнее происходило на фоне серьезного охлаждения отношений Италии с другой крупной европейской державой - Германией, вызванного не только склонностью Берлускони к скандальным заявлениям с "переходом на личности", но и позицией по иракской проблеме. В попытке итальянского премьера построить ось "Вашингтон-Рим-Москва" ровно в то время, когда образовалась подобная конфигурация "Париж-Берлин-Москва", для российской столицы не было ничего дурного. Напротив, быть точкой пересечения таких двух осей - неплохой для России шанс.
Да и для Путина так сложилось, что зачастую именно Италия становилась площадкой для принятия ключевых решений (как это было с сотрудничеством с НАТО) или же громких заявлений. Сейчас как-то не вспоминают, что летом 2000 года Путин выступил в Риме с инициативой создания единой европейской системы безопасности, наделавшей тогда много шума. Теперь этот вопрос обсуждается (только уже с подачи Франции и Германии) в рамках написания общей европейской Конституции. Правда, включать или не включать формулировки на эту тему в основной европейский закон - дело ЕС. Хотя и на саммите также шла об этом речь.
Расширение Евросоюза - это уже чисто российская головная боль. ЕС в этом вопросе един и видит для Москвы только плюсы. Например, в концепции создания общеевропейского экономического пространства говорится: ЕС является основным внешнеторговым партнером России и его роль еще более возрастет в результате расширения. Когда же глава комиссии по европейскому сотрудничеству Романо Проди на итоговой пресс-конференции попытался развить этот тезис, Владимир Путин чуть ли не прервал коллегу, заметив, что он пока не уверен, что объемы товарооборота с Евросоюзом не претерпят изменений после расширения ЕС. Все прелести в виде расторжения существующих соглашений с новичками Евросоюза, которые не соответствуют его требованиям, Россия уже получает. Впереди - антидемпинговые расследования, новые таможенные пошлины и т.п. Как рассказал источник "РГ", Москва предложила Комиссии по европейскому сотрудничеству оценить возможные потери России от расширения ЕС. Конечно, не исключено, что Евросоюз никакого негатива в этом не усмотрит. Но тогда Москва не будет спешить с распространением действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) на новичков Евросоюза. В итоговом заявлении стороны высказались крайне осторожно: мы ожидаем своевременного распространения СПС на новые государства - члены ЕС.
Пожалуй, самым детально прописанным документом является тот, что относится к созданию единого экономического пространства. И хотя во многом он является этакой декларацией о намерениях, в нем обозначаются и конкретные шаги, и даже даты. В документе говорится о том, что надо делать с Калининградом, как стимулировать торговлю между Россией и ЕС, открывать рынки, сближаться в области регулирования. Наверное, впервые на столь высоком уровне зафиксирована дата возможного присоединения России к ВТО, хоть и со всяческими оговорками. В итоговом заявлении говорится: "Мы сохраняем уверенность в возможности и желательности продолжения работы, направленной на то, чтобы присоединение России к ВТО состоялось к концу 2004 года".
Культурный и научный диалог можно было бы считать самым успешным с точки зрения подписанных документов и спокойным в смысле обсуждения пунктом программы саммита, если бы ученые и деятели искусства постоянно не упоминались в связке с облегчением визового режима между Россией и ЕС. Например, Романо Проди был на этот счет лаконичен: "До логического завершения эта работа еще далека, но мы работаем". Сильвио Берлускони в этой связи лишь пожалел, что так недолго Италия председательствовала в ЕС и "лишь дала толчок" переменам. "Мы понимаем, что визы между Россией и странами ЕС - анахроническая проблема", - сказал он. Но пока ее решение ограничивается возможностью подумать над предоставлением бесплатных виз отдельным категориям граждан и облегченным режимом их выдачи.
Так уж повелось, что на саммитах России-ЕС время от времени получаются пассажи, чересчур насыщенные эмоционально. В ходе самой встречи представителей России и Евросоюза руководители ЕС подняли проблему "ЮКОСа". По их словам, они быстро убедились, что все происходящее с этой компанией в последнее время законно. Однако вопрос на эту тему, прозвучавший из уст одного французского журналиста, чуть не наделал скандала. Сильвио Берлускони, все два дня пребывания Путина в Италии путавшийся в определении характера отношений между Россией и Европой, называя их то браком, то полноценным сожительством, а то и венчанием, предпочел взять удар на себя, не дав до поры отвечать за "ЮКОС" Владимиру Путину. Премьер-министр говорил о собственных отношениях со СМИ, о том, как они умеют зацикливаться на одной проблеме, искажать информацию. Привел в пример Чечню, которую еще продолжают склонять западные СМИ, хотя у самого Запада к России вопросов почти не осталось. А потом попробовал перевести все в шутку, пообещав прислать Путину счет в евро за адвокатскую деятельность. "Я готов заплатить, это стоит того, - сказал российский Президент. - Впервые встречаю такого адвоката". Впрочем, этим Путин не ограничился. Комментируя дело "ЮКОСа" и арест Михаила Ходорковского, он заявил: "Наша цель - не пощипать конкретных лиц, а навести порядок в стране. И мы будем делать это последовательно и жестко, несмотря на попытки противников этого процесса защищаться, используя в том числе шантаж". Такие методы глава государства считает "бесперспективными". "Российский бизнес в целом понимает проблему, связанную с "ЮКОСом", - сказал Путин. Он напомнил собеседникам, что в России арестованы не только Ходорковский и его сотрудники, но и ряд высокопоставленных чинов МВД, уголовные дела возбуждены в отношении руководителей ряда субъектов Федерации. Но ответственно заявил: дело "ЮКОСа" не приведет к пересмотру итогов приватизации и к смене экономической политики РФ. После его слов продолжать разговор на эту тему ни у кого уже не было желания.
Впрочем, как и у самого Путина. Когда уже в Париже, куда он прилетел 7 ноября, журналисты вновь попытались поинтересоваться у него "ЮКОСом", Президент заявил, что он сказал все, что думает по этому поводу, еще в Италии. Во Францию же Путин приезжал совсем ненадолго: пара часов в Елисейском дворце - и визит был закончен. Краткая остановка в Париже на пути в Москву понадобилась Путину для того, чтобы еще раз, но уже с Шираком поговорить о визах. Франция - третья после Германии и Италии страна, выразившая готовность поработать над облегчением визового режима, но не преступая условий Шенгенского соглашения.