Даже те, кто не слушал Моцарта, знают, что его отравил Сальери. Такова власть мифов, особенно если миф освящен гением. С пушкинской трагедией про гений и злодейство у нас знаком каждый читающий человек, а многие слушали и оперу Римского-Корсакова, где бездарный Сальери подсыпает яду в бокал гения. А кто и оперу не слушал и трагедию не читал, тот смотрел спектакль по пьесе Шаффера или фильм Милоша Формана "Амадей". И Сальери остался в веках как убийца Моцарта. А еще говорят, что искусство не влияет на историю.
На самом деле Антонио Сальери был приличным человеком, придворным композитором Вены, патронировал искусству, дружил с Глюком, у него учились Бетховен, Шуберт, Лист. За свою 75-летнюю жизнь написал 45 опер, две симфонии, много церковных кантат, ораторий и инструментальной музыки. Слух о том, что он завидовал Моцарту и на этой почве его укокошил, был запущен каким-то гением злодейства, но подтверждения не получил и остался жить только благодаря Пушкину.
Для Пушкина "Моцарт и Сальери" - так, миниатюра, а репутация человека пошла под откос. Слава богу, теперь в это дело вмешался гений Чечилии Бартоли. Настаиваю: гений. Потому что ничего подобного этой певице в истории вокала не было. Об уникальности ее голоса я уже писал в одной из аудиоколонок "РГ". Теперь - об уникальности характера и места, которое она занимает среди коллег. Бартоли не только певица, но и археолог культурных пластов. Не удовлетворяясь хорошо запетыми мелодиями, она внедряется в историю музыки и откапывает там забытые сокровища. Так было с новым открытием Вивальди и Глюка в ее предыдущих альбомах. И вот практически неизвестный Сальери (не убийца, а композитор). Его оперы нигде не идут, его партитуры не изданы, а рукописи пылятся в архивах.
К этому бедолаге певица пришла через Глюка - записывая диск его итальянских арий, заинтересовалась и его ближайшим другом, который так хорошо обучил Бетховена и Листа. Начала поиски следов легендарного убийцы и в Венской Национальной библиотеке обнаружила ноты дивной музыки Сальери. "Конечно, "Амадей" великий фильм, - сказала она в интервью Би-би-си, - и я там открыла для себя вымышленного Сальери. Но теперь знаю, что это был великий композитор. У него есть удивительные оперы на либретто Лоренцо да Понте. Не думаю, что он виноват в смерти Моцарта, но он точно "виноват" в том, что пригласил этого великого либреттиста в Вену. И еще я поняла, что его музыка отвечает моему голосу и темпераменту. Я всегда была влюблена в Графиню из "Свадьбы Фигаро", но теперь открыла еще одну невероятно эмоциональную Графиню из оперы Сальери "Школа ревности", написанной за три года до оперы Моцарта".
Кроме "Школы ревности", в альбоме арии из "Пальмиры, королевы Персии", "Венецианской ярмарки", "Цифры", "Армиды" и других опер, главным образом комических. Оркестром Age of Enlightenment дирижирует Адам Фишер. CD Decca, 2003. Горячо рекомендую.
Из других новинок классических CD замечателен двойной диск компании Decca из серии The Art of the Prima Donna ("Искусство примадонн"), которая не только собирает лучшие записи великих оперных див, но и дает возможность проследить тенденции в вокальном искусстве.
Эта пластинка посвящена творчеству Джоан Сазерленд, одной из феноменальных колоратур века. Ее голос так тембрально богат, что существовавшие в ее лучшие годы средства звукозаписи не могли его передать без потерь. Decca проделала скрупулезную работу, взяв за основу аналоговые записи 1960 года, когда Сазерленд была в расцвете молодости и переживала первые триумфы в лондонском "Ковент Гарден". И с помощью специально разработанного 12-канального миксера перевела в 24-битовое цифровое стерео. Слушавшие в те годы певицу "живьем" не верят своим ушам: до сих пор даже самые совершенные записи не могли передать ее голос так полно и выразительно. На диске: Гендель, Беллини, Россини, Гуно, Верди, Моцарт, Делиб, Тома, Мейербер. Оркестром и хором театра "Ковент Гарден" дирижирует Франческо Молинари-Праделли.
И еще один раритет: даже знатоки и любители Россини в лучшем случае слышали об опере "Газета", но - почти все - не слышали саму оперу. Ее считают неудачей, хотя, написанная на сюжет комедии Гольдони, она прежде всего отменно смешна. Сам Россини отнесся к заказу неаполитанского театра как к проходной вещице, к тому же поджимали сроки, и в первом акте даже есть две арии, написанные его безвестным соавтором. В "Газете" особенно бросается в глаза раскритикованная современниками привычка Россини использовать собственные номера, уже срывавшие аплодисменты в его предыдущих операх. Но композитор ни разу не повторил их буквально - они теперь звучат с новой свежестью и силой. Опера, как всегда у Россини, блестяще отделана, полна фантазии и юмора, там есть бурлескные куски, где автор остроумно использует популярную песенку "Марекьяре", ставя ее с ног на голову и устраивая на ее основе смешное певческое соревнование. Все это озорство обусловлено сюжетом, где двое влюбленных отстаивают свое право на любовь при помощи интриг и розыгрышей. Таким розыгрышем кажутся и обновленные и помещенные в совершенно иной контекст мелодии из "Турка в Италии", "Пробного камня", "Брачного векселя"...
Раритетный опус был сыгран в Пезаро на россиниевском фестивале 2001 года в основном силами молодых. Сенсация этого вечера - выступление в партии Лизетты юной Стефании Бонфаделли, которую в декабре в опере "Травиата" впервые услышит и Москва. Спектакль подкупает энергетикой, свойственной молодости, сама манера его исполнения современна и динамична. Теперь он есть и на CD, выпущенном фестивалем. Большое удовольствие.
Источник CD для обзора - "Пурпурный легион на Новокузнецкой".