Западные искусствоведы называют Ротницкого "классиком русского академического импрессионизма". Они открыли его для себя в начале 90-х, когда соцреализм у нас был подвергнут обструкции, а музеи увлеклись авангардизмом. За что же этот "выразитель совковости" (так именовали тогда мастеров наши нигилисты) удостоился столь лестной оценки зарубежных ценителей?
Художник Ротницкий жил в народной гуще: в балках нефтяников, в палатках целинников, в заводских цехах. И писал портреты колхозников, шахтеров, бурильщиков, академиков, композиторов, генералов. На пятом курсе Ленинградской художественной академии ему пришлось стать артиллеристом, и он месил болота под Колпино, стоял насмерть на Пулковских высотах.
Вернувшись с войны и окончив академию, поехал по распределению в Казань. Из этой командировки длиною в тринадцать лет член Союза художников СССР Семен Ротницкий привез целый фургон работ и звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР.
Потом, уже в Ленинграде, более 20 лет преподавал в знаменитой "Мухе" -училище имени Мухиной. Тогда же стал создавать главную картину своей жизни - о войне. Огромную работу размером два с половиной на четыре метра, посвященную партизанам, отстоявшим свой дом, он назвал "Псковичи". Полотно дописал, когда ему уже исполнилось 75.
Пока мастер творил, народ митинговал, ходил на баррикады, выяснял, кто и где "был в августе, когда случился путч". Осенью 1991 года Ротницкий с трудом устроил выставку своих работ, которая не стала для города событием: в ту пору вернисажи "совков" не удостаивались внимания газет. Художник был почти уверен, что "Псковичей" приобретет Русский музей (там есть несколько его работ), но сотрудники музея на выставку даже не заглянули. Тогда он обратился с письмом в Псковскую картинную галерею, мол, братцы-искусствоведы, взгляните, что я вашему славному партизанскому краю почти даром дарю! Ответа не было: из Пскова приехали только партизаны-ветераны, растроганно братавшиеся с художником у его полотна.
Полной неожиданностью для мастера стал звонок... из консульства США. Оказывается, в выставочный зал заглянули туристы, среди которых был сотрудник Музея изобразительных искусств из города Спрингервилла. Увидев "Псковичей", американец ахнул и попросил продать его музею не только эту, но и практически все работы, представленные в экспозиции. "Как мне быть, фронтовики? - обратился за советом к ветеранам Ротницкий. - Это же была наша война, наши страдания. Зачем чужой стране картина, понять и прочувствовать которую можем только мы?" - "Соглашайся, Семен, - вдруг ответили ему седые воины, - пусть видят американцы силу народа, победившего фашизм!" Так и уехали "Псковичи" в штат Юта, и уже 12 лет полотно висит там в музее в красивой золотой раме. К этой работе местные педагоги водят учиться мастерству американских студентов, желающих стать художниками. Петербургский мастер трижды приезжал в США по приглашению американских музейщиков и был поражен уважением, с которым чужестранцы относятся к его творчеству. Сейчас там уже 112 его работ и примерно столько же - в музеях и частных собраниях европейских государств - от Финляндии до Португалии.
И еще одним волнением обернулась для Ротницкого та давняя выставка. Его товарищи по Союзу художников неожиданно выдвинули коллегу на соискание Государственной премии России. Уже в июле 1992 года Ротницкий прочел свою фамилию в правительственном указе о кандидатах-соискателях. Ему прочили награду "за галерею портретов современников 70-80-х годов". Признание, пусть и на восьмом десятке, окрыляет. Оно было тем более справедливым, что в течение предыдущих двадцати лет творческий союз пять раз представлял в министерство документы на присвоение Ротницкому звания "Народный художник России". Но напрасно.
Сегодня, когда художнику пока всего 87, он с иронией воспринимает периодические звонки из Союза: "Семен Аронович, срочно заполняйте анкету на звание..." Заполняет. И всякий раз пишет подробный список новых работ - ведь он мастер действующий...
А вот отзывы из Кисловодска: "Давно я не испытывал такого наслаждения от встречи с искусством, где темперамент и мастерство великолепного колориста органично сочетаются с психологически острой и виртуозной техникой прекрасного рисовальщика. Заслуженный художник России Л.Ф. Попандопуло".
"Подарить целую картинную галерею Кисловодску! Вы многих заставили призадуматься: ради чего живем? На вернисаже было много молодежи, и я уверена, что для молодых это был запоминающийся урок нравственности. Ваша почитательница Т. Дорофеева".
За три-четыре последних месяца он написал три сочных натюрморта, пять портретов, среди которых примета времени: живописный бомж с огромной сумкой смятых жестяных банок. Художник мечтает поработать и над образом нобелевского лауреата академика Алферова. "Эх, как я вижу Жореса Ивановича на холсте! Ведь он наш, минский, он мой земляк! Он бы меня понял..."