25.11.2003 02:50
    Поделиться

    МАГАТЭ молчит

    Решение МАГАТЭ будет принято только в среду. Оно отложено из-за возражений США. Положительный вердикт может разблокировать практически все проекты российско-иранской кооперации, особенно в наукоемких и высокотехнологичных отраслях, поскольку выводит их из-под многочисленных американских санкций. А ведь совсем недавно около 10 российских предприятий были "наказаны" Вашингтоном за сотрудничество с Ираном. Общий среднегодовой ущерб от этих санкций достигает 250-270 миллионов долларов.

    По словам российского Президента, "отныне нет препятствий для сотрудничества с Ираном в ядерной области". Иранская сторона в лице секретаря Высшего совета национальной безопасности Хасана Роухани заявила: "Россия - традиционный и исторический партнер Ирана, на эти отношения не влияют никакие другие факторы". Роухани сделал и еще одно важное заявление - о намерении Ирана "скоро заключить соглашение о вывозе в Россию отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с АЭС в Бушере, сооружаемой с российской помощью". Однако, как сообщили в российском Минатоме, это не означает, что разрешены все вопросы, связанные со стоимостью такого топлива и тем, чьей собственностью оно останется. Для Тегерана, как полагают в этом ведомстве, сегодня важнее решить все свои проблемы сперва с МАГАТЭ и только затем - с Москвой.

    И тем не менее российско-иранское сотрудничество получило новый импульс развития.

    Открываются перспективы, которые в последнее время казались довольно туманными. Это, во-первых, достройка АЭС в Бушере, освоение почти 30-процентной доли в газовом месторождении Южный Парс - одном из крупнейших в регионе, реконструкция некоторых металлургических заводов (тех, что построены в 60-70-х годах с помощью СССР), железных дорог и каспийских портов. Среднегодовая прибыль российской стороны от участия в этих проектах, а также в эксплуатации готовых объектов, по экспертным оценкам, достигает 1,4-1,6 миллиарда долларов.

    Во-вторых, совместное участие в создании и эксплуатации нового транзитного коридора "Север-Юг" (Скандинавия-Поволжье-Каспий-Иран-Персидский залив), в том числе в запланированном строительстве и использовании канала Каспий-Персидский Залив, который по кратчайшему пути "выведет" Россию и многие другие страны в бассейн Индийского океана. Кстати, советско-иранское сотрудничество по сооружению такого канала планировалось в 1960-х годах, но под давлением США тогдашний иранский режим не решился строить эту артерию, да еще с помощью СССР. На трассе "Север-Юг" и канале Каспий-Персидский залив будут введены постоянные транзитно-тарифные льготы для всех стран Прикаспия и Закавказья. Только в транзитном "секторе" среднегодовые доходы России на ирано-каспийском направлении оцениваются в 500-700 миллионов долларов.

    В-третьих, Россия и Иран к 2007 году распространят режим взаимного тарифного благоприятствования почти на 80 процентов ассортимента взаимной торговли и вдобавок она будет осуществляться без иностранных торгово-посреднических и транспортных структур (что существенно удешевит товары и услуги для потребителей). Напомним, что около 70 процентов российского ассортимента - это науко- и техноемкие товары и услуги, а в иранском ассортименте преобладают потребительские товары, промышленное и сельскохозяйственное сырье (в целом - почти 85 процентов), закупки которых на Западе через многочисленных посредников обходятся России минимум в полтора раза дороже. Плюс к тому 40 процентов ассортимента российско-иранской торговли не привязано к мировым ценам, и скорее всего эта доля увеличится.

    Противники российско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики задают вопрос: "Почему Иран, располагая крупными запасами нефти и газа, активно развивает собственную атомную энергетику?". Ответ на него предполагается такой: "Под видом развития атомной энергетики режим в Тегеране хочет заполучить технологии, которые позволят ему создать свое атомное оружие". У иранских властей есть другой ответ. Они утверждают, что их страна располагает уникальными запасами урановых руд, которые пора востребовать. А нефть с газом лучше подвергать глубокой переработке и продавать не сырую нефть, а нефтепродукты, которые дороже в полтора-два раза.

    Это подтверждается практикой - объемы иранского экспорта именно нефтегазохимических изделий с середины 90-х растут самыми высокими в мире темпами. По словам президента Ирана Мохаммада Хатами, "экспорт сырья сохраняет колониальную зависимость национальной экономики и не позволяет проводить самостоятельную внешнюю политику".

    Более конкретно высказался не так давно в Москве посол Ирана в РФ Голам Реза Шафеи: "Иран и Россия, как страны располагающие крупнейшими в мире запасами газа, могут, учитывая рост потребления газа в Европе и Азии, совместно обеспечить свои согласованные долгосрочные интересы на западных и восточных энергорынках, создав крупнейший коридор стабильных поставок не только газа, но и газопродуктов". Не менее конкретно заявили автору этих строк в иранском министерстве нефти: "Есть такая идея - постепенно сориентировать наши нефтегазовые запасы на углубленную переработку и на экспорт готовой продукции, что существенно повысит доходы Ирана, в сравнении с традиционным вывозом только топливного сырья. А растущие энергопотребности Ирана намечено обеспечивать альтернативными ресурсами и технологиями - атомной, солнечной, биогазовой энергетикой, производством искусственных, скажем, сланцевых нефтепродуктов.

    Поделиться