Несмотря на состоявшийся недавно визит Президента Путина на форум стран Организации Исламская конференция, тема стратегического сотрудничества России и исламского мира пока что не привлекает политиков и остается монополией исламских религиозных деятелей. Таким образом, Ралиф Сафин стал первым светским политиком после Президента Путина, который не просто упомянул о стратегии России в исламском мире, но и продемонстрировал намерение серьезно разрабатывать данную тему. Подробнее о планах этой работы и о причинах, побудивших создать Центр российской исламской политики, Ралиф Сафин рассказывает в беседе с нашим корреспондентом.
- Ралиф Рафилович, когда я в первый раз услышал название Центр российской исламской политики, первым впечатлением было, что это какая-то новая исламская организация, потом меня удивил порядок слов в названии - я бы, скорее, ожидал увидеть Российский центр исламской политики. Так что же это все-таки за организация с таким хитрым названием?
- Ничего хитрого в этом названии нет, но смысл в него вкладывается вполне определенный. Во-первых, это не исламская, не религиозная организация, а экспертно-аналитический центр, основная тема исследований которого связана с исламским миром. Задачи центр будет выполнять абсолютно светские, а сотрудники центра будут подбираться не по религиозной принадлежности. Но самое главное то, что центр не будет финансироваться ни религиозными организациями, ни иностранными государствами, поскольку все его рекомендации будут учитывать в первую очередь интересы Российского государства. Именно поэтому в названии центра вы увидели словосочетание "российская исламская политика" - политика России в отношении стран исламского мира.
- А нужна ли России какая-то особая, отдельная политика в отношении исламского мира? Ведь у нашего государства уже и так есть общая внешняя политика, которой занимается Министерство иностранных дел, а в министерстве есть соответствующие департаменты, которые занимаются исламскими странами.
- Центр российской исламской политики создается вовсе не для того, чтобы исполнять функции Министерства иностранных дел, пусть вас не смущает слово "политика" в его названии. Во-первых, МИД, будучи органом исполнительной власти, занимается в основном реализацией государственной внешней политики. Несомненно, наши дипломаты принимают участие и в разработке основных концепций внешней политики, однако это ведомство все-таки выполняет чисто политические задачи. А отношения с целой группой стран, которые играют важную роль в международной жизни, должны быть комплексными: политическими, экономическими, культурными.
Вот эту-то комплексность в подготовке предложений по формированию политики России в исламском мире и призван обеспечить центр. Причем основной акцент, разумеется, будет сделан на экономике.
- Когда речь идет о вступлении России в ВТО, об экономических отношениях с западными странами, понятно, зачем России это нужно: они являются нашими главными торговыми и экономическими партнерами, они определяют тенденции развития мировой экономики, именно оттуда приходят в нашу экономику инвестиции. По образу и подобию экономик Запада развивается и наша экономика. Что же касается стран исламского мира, то они не кажутся такими уж важными экономическими партнерами России и в мировой экономике не играют серьезной роли - разве что на рынке нефти. Для чего же России нужна какая-то особая концепция экономических отношений именно с этими странами?
- Последние годы убедительно продемонстрировали, что существование однополярного мира невозможно - естественным образом возникают новые центры силы. Причем не только военной и политической силы, но и экономической. Одним из таких центров, без сомнения, становится исламский мир.
В настоящее время 44 афро-азиатских государства, а также ООП объединены в Организацию Исламская конференция, созданную в 1969 году. Важной сферой деятельности этой организации является координация хозяйственного развития отдельных стран - членов ОИК и их финансово-экономического сотрудничества. В рамках организации действует целый ряд учреждений, в задачу которых входит решение этих вопросов. Среди них главная роль принадлежит Исламскому банку развития. Помимо ИБР в рамках Организации Исламская конференция действуют и другие экономические организации: Исламская торгово-промышленная палата, Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям, Институт взаимного страхования, Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям, Исламская ассоциация судовладельцев, Исламский фонд развития, Исламский центр развития торговли и другие.
Деятельность финансовых институтов ОИК преследует задачи максимально полного использования хозяйственных ресурсов стран - членов ОИК для наращивания их экономической мощи и уменьшения зависимости от развитых стран. На страны - члены организации приходятся огромные запасы природных ресурсов, прежде всего энергетических (страны - члены ОИК добывают 48 процентов мировой нефти); значительные людские ресурсы (общая численность трудоспособного населения в этом регионе превышает 360 миллионов человек); огромные финансовые средства.
Такие колоссальные ресурсы позволяют лидерам ОИК говорить даже о строительстве "исламской экономической системы", "нового исламского мирового экономического порядка". Разумеется, в основном лозунги эти имеют религиозную и идеологическую основу, однако нас сейчас интересует не это, а перспективы развития экономических отношений с исламскими странами.
Вы правы, говоря, что наши основные партнеры - страны Запада, что инвестиции в нашу экономику приходят в основном оттуда. Однако кто сказал, что страны исламского мира не могут в обозримом будущем стать такими же серьезными экономическими партнерами России? Причем партнерство наших стран может стать принципиально иным, чем наши отношения с Западом.
Всем известна структура нашего экспорта - это в основном сырье, причем низкой степени переработки. Западные страны эта ситуация вполне устраивает, но Россия, если она хочет обеспечить стабильное и долгосрочное развитие своей экономики, должна изменить и структуру экспорта, и структуру промышленного производства. И здесь есть два основных пути: увеличивать емкость внутреннего рынка и выходить на рынки развивающихся стран. В этом смысле исламские страны, многие из которых ощущают нехватку квалифицированных кадров и современных технологий, представляют для России реальную возможность стать экспортером продукции с высокой добавленной стоимостью. Во многих исламских странах остро стоит проблема голода - вот вам потенциальный рынок для нашей сельскохозяйственной продукции.
Что касается инвестиций, то, разумеется, недавнее присвоение России инвестиционного рейтинга вполне может привлечь на наш финансовый рынок средства западных портфельных инвесторов. Однако наша пока недостаточно развитая финансовая инфраструктура вряд ли позволит в короткие сроки направить эти инвестиции в реальный сектор экономики. Нам сегодня очень не хватает прямых инвестиций, и именно исламские страны реально могут нам их предоставить.
Достаточно сказать, что в мире существует более 100 исламских банков и других финансовых учреждений с общей суммой капиталов в сотни миллиардов долларов. Кроме того, необходимо отметить одно очень важное обстоятельство: между исламской концепцией экономики и западной, либеральной концепцией имеются существенные различия. В то время как в рыночной идеологии не выражены в ясной форме моральные суждения, социальные и моральные аспекты являются важнейшими элементами исламской концепции экономики. Ислам, например, не допускает экономического роста за счет ущемления социальных и моральных прав бедных слоев населения. Ислам устанавливает нижний предел жизненного уровня граждан, и до тех пор, пока он не будет достигнут, подрядчикам не разрешается действовать свободно. В то же время в исламских странах чрезвычайно высока роль государства в регулировании экономики и в вопросах перераспределения средств и социального обеспечения.
Среди исламских стран есть и государства, демонстрирующие весьма высокие темпы экономического роста, и государства, от политики которых напрямую зависит экономическое и политическое благополучие западного мира. И самое главное, что исламские государства осознают необходимость проведения некой согласованной политики по важнейшим вопросам мирового устройства, в том числе и экономического.
Я уж не говорю о таком факторе, как терроризм. Это не изобретение ислама и не его привилегия, однако в силу исторических и экономических причин с территории некоторых исламских государств эта беда распространяется по всему миру, и от нее не застрахован никто, в том числе и Россия. Борьба с терроризмом будет более эффективной, если вестись она будет объединенными усилиями России и исламских государств, а экономическое сотрудничество - лучшая предпосылка для объединения усилий.
- Ралиф Рафилович, не кажется ли вам, что западным странам, и в особенности Соединенным Штатам, вряд ли понравится тесное экономическое сотрудничество России и исламского мира, мы ведь будем таким образом вытеснять их с рынков, расширять сферу своего влияния в мире.
- Сфера влияния - категория имперская. Нам пора уже отвыкать мыслить имперскими категориями. Как говорится, будьте проще, и люди к вам потянутся. Если мы когда-нибудь сможем на что-то влиять в исламском мире - замечательно, а пока нам нужно думать о более прозаических вещах - экономическом сотрудничестве и экономическом росте. И если мы сможем вытеснить американцев или европейцев с рынков исламских стран - честь нам и хвала! Но для того чтобы это когда-нибудь произошло, сейчас нужно организовать аналитическую работу, разработать концепцию экономической политики России в исламском мире, а потом - долго и упорно ее реализовывать.
А понравится это кому-то или нет, это нас должно волновать в последнюю очередь, потому что ни американцы, ни европейцы отродясь нашего мнения по их экономическим проблемам не спрашивали. А мы что, сироты? Интересовать нас должно только одно: выгодно это российской экономике и политике или нет.
- Последний вопрос. А как сами исламские страны относятся к перспективе развития экономических отношений с Россией? Они ведь нас, наверное, воспринимают все-таки в целом как часть христианского мира?
- Понятно, что относятся по-разному - ведь исламский мир далеко не един, и нам, несомненно, придется это учитывать в своей политике.
Очевидно, что, пригласив Президента России В.Путина на заседание Организации Исламская конференция, исламские страны продемонстрировали не только свою заинтересованность в расширении связей с Россией, но и определенную степень доверия к политике России. Рискну предположить, что исламский мир уже идентифицирует Россию как страну, жизненные интересы которой неразрывно связаны с исламом - ведь в России живет более десяти миллионов мусульман.
Что же касается взаимоотношений ислама и христианства, то история, в том числе и история России, убедительно доказала, что эти две мировые религии могут сосуществовать мирно. И хотя некоторые горячие головы говорят даже о противостоянии Севера и Юга, исламского и христианского мира, понятно, что эти люди преследуют собственные политические цели.
Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство, расположенное к тому же на стыке цивилизаций, не может допустить, чтобы эти взгляды распространялись и пропагандировались на ее территории. И искренне желая единства христианского мира, мы не должны забывать о единстве мира ислама. Делая один за другим шаги по направлению к Западу, интегрируясь в мировую экономическую систему, в Европу, необходимо не забывать о шагах, которые нам предстоит сделать по направлению к Востоку, в том числе исламскому миру, и совершенно необязательно только на государственном уровне. И сейчас - я убежден - исламский мир ждет от нас именно такого шага. Вот мы его и сделаем.