02.12.2003 02:30
    Поделиться

    Поп-арт по-московски

    Нельзя сказать, что выставками поп-арта мы были обделены. Показывали у нас и Уорхола в Пушкинском музее, и Джеймса Розенквиста в ЦДХ, и одного из родоначальников британского поп-арта Питера Блейка в ГЦСИ. Если случайно и встречалось подобное искусство в наших галереях и у коллекционеров, то лишь, что называется, "из папок", то есть принты. Полноценное же впечатление от "попа" можно получить только стоя напротив картины-орясины, которая "оглушает" зрителя видом непомерно увеличенных символов масс-культуры. Разве сравнишь запись на кассете с живым рок-концертом или просмотр видео с сеансом в панорамном кино? В Stella Art поэтому демонстрируют огромные уорхоловские "Знак доллара", "Ножи", "Камуфляж" и "Туфли" (практично не забывая и о его принтах), а также не меньшего формата вырезанные a la Матисс и склепанные, словно на заводском конвейере, алюминиевые "натюрморты" Тома Вассельмана. Если работы Уорхола и Вассельмана впечатляют почти индустриальным масштабом и исполнением, то рукотворные опусы - спонтанные почеркушки, каракули и коллажи Жан-Мишеля Баския интересны в первую очередь как клиническая карта художника. Собственно к движению поп-арта Баския имел косвенное отношение. Просто он был вылеплен из самого теста поп-культуры: афро-американский граффитист, выходец из низов, он стал учеником и интимным другом Уорхола, молниеносно взлетел на пик популярности, превратившись в одного из самых дорогих художников, и вскоре умер от передозировки в 27 лет. Словно проиллюстрировал мысль своего наставника: "Теперь каждый может стать знаменитым на 15 минут".

    Выставка американских художников в Stella Art воспринимается как своего рода временный мини-музей современного искусства. О ценах в галерее предпочитают не говорить, но об их уровне можно догадываться.

    Как известно, в арт-бизнесе значение имеет не только то, что продают, но и кто продает. Об организаторах нынешнего проекта известно не очень много, но достаточно. Владелица галереи г-жа Стела Кей закончила экономический факультет университета во Владикавказе, вышла замуж за дипломата, ставшего со временем успешным бизнесменом, президентом очень крупной компании (sic!). Консультант галеристки 35-летний Эдуард Миттеран окончил Высшую школу управления в Париже, имеет опыт работы арт-менеджера международных передвижных выставок, а пять лет назад открыл свою галерею в Женеве. Такой опыт и связи важны, но еще более важно происхождение: Эдуард Миттеран - племянник бывшего президента Франции. То есть фигура весьма "VIPовая". По идее, высокий статус организаторов должен привлечь и соответствующую клиентуру. Вопрос в том: готова ли она покупать предлагаемое искусство?

    Наше коллекционерское сообщество в основном четко делится на две категории. Одни собирают проверенные временем ценности - русскую классику и теперь в редких случаях авангард, словом, то, что предлагают на Russian Sale аукционные дома Sotheby s и Christie s, а также московский "Антикварный салон". Другие, которых значительно меньше, крепко "подсели" на наше современное искусство. Первые готовы заплатить в Лондоне шестизначную сумму (в долларах) за Нестерова или Гончарову или даже семизначную - за соблазнившую их "нюшку" Кустодиева. Но это все-таки рекорды. Вторые могут себе позволить расстаться с четырехзначной суммой, редко и скрепя сердце - с пятизначной. Шкала цен на поп-арт только начинается на отметке в пять-шесть знаков, зашкаливание же происходит на восьми. И здесь, например, такие рекорды: $17,3 млн. за "Оранжевую Мерилин" Уорхола на Sotheby s в 1998-м, или $3,3 млн. за работу Баския на Christie s того же года. Не забираясь на аукционные вершины, заметим, что на прошлогодней художественной ярмарке в Базеле нормальные "уорхолы" уходили за какие-то $2-3 млн.

    Итак, время покажет, сумеет ли Stella Art "высветить" у нас еще одну категорию коллекционеров, готовых задорого любить поп-арт, или же галерея будет недолговечным музеем современного искусства и сменит золотую вывеску на что-нибудь попроще.

    Поделиться