Вот в Германии нашлись любители пообедать ближним. По взаимному согласию. Смотреть на экране тошнотворно, думать об этом - жутко. Хотя по идее - дело добровольное, раз и палач, и его жертва оба того хотят. И даже закон бессилен: людоедство в нем не предусмотрено.
Если в душе каждого есть свой дьявол, значит, остается думать - как его не разбудить. Лучшим будильником, показывает практика, стало кино: показывает наглядно и увлекательно, как Ганнибал Лектор в блестящем исполнении Энтони Хопкинса, сэра и всенародного артиста, обедает содержимым чужих черепов. Оскароносное "Молчание ягнят" вкупе с его продолжением и стали вдохновителями немецкого новатора, давшего в Интернете объявление о своем желании кем-нибудь романтически поужинать, при свечах и с мозельским. И сколько еще новых Чикатил породила эта сенсационно знаменитая картина, пока никто подсчитать не в состоянии - человечество не готово к тому, что кино, в сознании многих, может ненароком легализовать самое страшное преступление, свести его на уровень простительной слабости. Каннибальским меньшинствам впору выйти на улицы с лозунгами насчет своих неотъемлемых прав нас поочередно съедать - у нас свобода или как?
Когда-то вполне невинный советский фильм "Семь нянек" заронил в массы искру свежей мысли: его герой в порядке озорства поджег чужой почтовый ящик. Из искры разгорелось пламя: наутро в стране не осталось целых почтовых ящиков. Позже другой невинный советский фильм "Экипаж" показал народу возможности, которые таит в себе любой железнодорожный светофор для любителей цветомузыки, - и наутро сразу несколько десятков светофоров по всей стране были разобраны на цветомузыку, а поезда если не врезались друг в друга, то исключительно благодаря бдительности машинистов.
Наши мозги так устроены: что новенькое увидишь - сразу хочется попробовать. Поэтому вечные споры о яйце и курице и о том, что на что влияет - жизнь на искусство или наоборот, - остаются без ответа. Потому что тут влияние обоюдное.
Во избежание дурного влияния в Голливуде придумали голливудскую сказку, а в советской России - социалистический реализм. Это явления одного порядка: раз искусство способно заражать жизнь, то пусть заражает чем-то хорошим. Но соцреализм мы пустили в расход вместе с другими советскими мифами, голливудские сказки признаны устаревшими, и теперь наши прогрессисты успешно заражают народ собственными комплексами, включая сексуальные.
Почитайте уважительно-озадаченно-восторженную прессу о новом французском фильме, только что показанном в Москве и срочно купленном для российского проката, - "В моей коже". Картину сделала Марина де Ван, которая раньше писала сценарии для другого кумира наших интеллектуалов - певца сексуальных меньшинств Франсуа Озона, автора "Криминальных любовников" и "Крысятника". Теперь ей надоели увлечения Озона, и она сама сняла фильм - уже о том, что волнует лично ее. То есть мадам, конечно, понимает, что удовлетворять столь зловещие комплексы методами немецкого каннибала опасно для личной свободы, и поэтому занялась самоудовлетворением при помощи экрана - своего рода кинематографической мастурбацией. Ее героиня с виду такая же приличная женщина, а в душе ужас что делается. И удовлетворяя позывы своей плоти, она начинает поедать самое себя - обгладывает кусок дивной ножки, потом кусок белой грудки, аппетитно вгрызаясь в собственное мясо и хрустя косточками. Причем от этого самоедства милая дама получает определенное удовольствие. Марина де Ван призывает испытать такой оргазм и нас в зрительном зале - показывает подробно и крупно, на хорошей цветной пленке, как консервной жестянкой кромсают тело и как красива окровавленная пасть любительницы человечины.
Это уже не тянет даже на метафору. Это тянет на статью о развращении. Потому что сколько дьяволов, спящих до поры в душах приличных людей, разбудит такая картина, тоже подсчитать нельзя. Но уже совершенно ясно: если не действуют заповеди, должны действовать законы. Не ешь ближнего своего ни на экране, ни в жизни - нельзя, и все тут.
В мировом кино много хороших картин. У нас охотнее покупают не просто очень плохие, но и, как видите, очень опасные. Наши прогрессисты, стремясь к мировой цивилизации, в очередной раз вместо водопровода подключились к канализационной трубе. И неужто уже нет сил заткнуть этот фонтан раз и навсегда?