05.12.2003 00:00
    Поделиться

    Хабаровский литейщик

    Автор работы — Анатолий Яскевич, хабаровский мастер-литейщик.

    — Не называйте меня мастером, а я с этим не согласен. Моя задача не создать композицию, а хорошо скопировать произведение великих мастеров-литейщиков, — уточняет Яскевич. — Это называется художественным литьем.

    Свое ремесло Анатолий Павлович преподает в Хабаровском государственном техническом университете. На практику его студенты приходят в литейный цех завода, где Яскевич уже много лет работает начальником. Заводчане говорят о нем, как о рабочем от Бога, какие встречаются редко. На завод он пришел в 1954 году. В те годы работали строго по разнарядкам — стране нужны были сувениры. В 1960 году на полках промтоварных магазинов Хабаровска появились работы — бронзовый «Футболист», затем «Царь-пушка» (уменьшенная копия), пепельница с собачкой, литой якорь.

    Штамповка Анатолию Павловичу скора наскучила. Ему хотелось нечто большего, эпохального, красивого — для души и сердца. Первой была скульптура «Святослав». Все ахнули: до чего тонкая работа и точная копия. А сегодня работы Яскевича можно увидеть на площадях дальневосточной столицы: памятники «Арсенальцы», «Чёрный тюльпан», бюст Малиновского.

    — Порывался не раз покинуть горячий цех, но останавливался, — говорит литейщик. — А как же мои герои? Это ведь только в Москве можно лицезреть работы барона Клодта, скульпторов Чохова, Растрелли, Лансере. А у нас на Дальнем Востоке их наследие представлено лишь в картинках.

    Недавно мастер попробовал восстановить секреты колокольного литья. Для этого засел за химию и изучил всю имеющуюся литературу. Колокол Анатолия Павловича весит 3,5 пуда.

    — Я все гадал, получится ли звон? Получился! — радуется мастер.

    А сейчас Анатолий Яскевич мечтает о создании в Хабаровске школы художественного литья, чтобы вернуть в скверы и аллеи города ажурные скамейки и ограды.

    Поделиться