- За последние годы в России коренным образом изменились как идеология вмешательства государства во внешнеторговую деятельность, так и планы по ее развитию. Эти изменения и понадобилось закрепить в новом Законе. Подчас они просто революционны. Фундаментальным положением является то, что прежде внешнеэкономическая политика рассматривалась государством как часть внешней политики. Теперь торговая политика с точки зрения государства - часть ее экономической политики. Разница на первый взгляд слабоуловима, но на деле крайне существенна. Если раньше внешняя торговля могла обслуживать политические интересы страны в ущерб ее экономическим интересам, то теперь она будет работать исключительно в прагматическом ключе: Россия делает то, что ей выгодно.
Мы ожидаем, что Закон позволит решить две главные задачи. Первая - обеспечить режим наибольшего благоприятствования для российского экспорта. Вторая - создать единый и предсказуемый торговый режим страны, единые торговые правила, простые и понятные как "своим", так и "чужим".
Какие именно пункты и положения Закона можно презентовать с ремаркой "впервые"?
Впервые формулируется само понятие "торговая политика России". В нашем законодательстве появляется новелла, которая определяет принцип единства торговой политики и ответственности за ее проведение уполномоченной организацией, которой, по логике вещей, станет Министерство экономического развития и торговли. Иными словами, прошли времена, когда на поле внешней торговли каждое ведомство творило то, что хотело, и участнику ВЭД приходилось метаться между ними, опасаясь "прозевать" инструкцию, выпущенную каким-то очень далеким от торговли ведомством, и "попасть" из-за этого на штраф. Теперь есть одно ведомство, которое отвечает за торговлю.
Закон четко определяет формы и методы государственного регулирования (вмешательства) во внешнюю торговлю, давая полный список возможных методов и инструментов. Как ни странно, прежде такого списка просто не существовало. Отныне государство может применять только те меры воздействия на рынок, которые есть в этом списке, и никакие иные. Определен также перечень причин, или мотивов, по которым государство может включать защитные меры от "плохого" импорта.
Задумав осуществить тот или иной вид вмешательства во внешнеторговую деятельность, затрагивающий интересы участников ВЭД, государство теперь обязано провести консультации с бизнесом. Этого требования - прозрачности вмешательства в рынок - прежнее законодательство в столь явной форме не содержало. Важно, что в Законе четко прописан сам механизм обсуждения с бизнесом тех или иных вопросов. Государство должно обсуждать с бизнесом не только изменения, скажем, пошлин на импортные автомобили, но и свои торгово-политические договоренности, как, например, вступление в ВТО. Министерство экономического развития и торговли с 2001 года проводит регулярные консультации с бизнесом, "сверяя часы" по вопросу присоединения к ВТО, но мы делали это по собственной инициативе, потому что так лучше и полезнее нам. Теперь это - требование Закона.
Разговаривая с бизнесом, чиновники часто видят, что бизнесмены неохотно идут на откровенность: они не хотят раскрывать конфиденциальную информацию, опасаясь, что через чиновников она попадет к конкурентам. Действительно, наше прежнее законодательство не всегда обязывало чиновника хранить коммерческую тайну. Новый Закон обязывает чиновников это делать, и теперь, если доверенная им информация просочится "куда не следует", чиновника должны наказать.
Крайне важно, что все акты, касающиеся изменений правил игры на рынке, вступают в силу после их официального опубликования. Это значит, что бизнес не будет больше попадать в ловушки, когда законы начинали работать "задним числом". Борьба с этими "задними числами" ведется с 2000 года, но в том, что касается внешней торговли, существенный прорыв сделан только в этом Законе.
Закон впервые закрепляет принцип применения национального режима к импортным товарам. Это значит, что после таможенной очистки импортные товары движутся по территории России точно по таким же правилам, как отечественные. Отсутствие этого принципа позволяло руководителям некоторых регионов "запрещать" у себя те или иные импортные товары. Теперь у них не будет этой возможности.
Такие же меры предприняты для регулирования торговли услугами. Правда, для услуг будет создан перечень изъятий, когда российский поставщик услуги имеет приоритет над иностранным. Скажем, мы хотим защитить своих банкиров и страховщиков от иностранных до тех пор, пока наши не готовы к конкуренции с ними? Защитим, внеся для этого в список изъятий банковскую и страховую деятельность. Такие изъятия должны устанавливаться Законом.
Чрезвычайно важная норма нового Закона говорит, что платежи за оформление документов, нужных для ведения внешнеэкономической деятельности, должны стоить не больше, чем "себестоимость" самой услуги - расход бумаги, чернил, износ печати, оплата рабочего времени чиновника. Сегодня, скажем, оформление документа на оплату таможенного сбора стоит 0,15 процента от цены товара. Банки, оформляя паспорта сделок, взимают процент в зависимости от суммы. Так же поступает и структура Минздрава, выдавая разрешения на импорт лекарств. По новому Закону платежи будут резко сокращены - сколько бумага стоит для бланка, столько и плати, цена сделки тут ни при чем.
Документ опубликован в "РГ" 18 декабря.