Дыша песками и туманами

В номинациях на премию американской кинокритики "Золотой глобус" - картина "нового американца" Вадима Перельмана "Дом песка и туманов". Судя по восторженной прессе, это еще один фильм, который предлагает на современную действительность непривычно трезвый взгляд.

 

Вадим Перельман - выходец из Киева, он в 9 лет потерял отца, погибшего в автокатастрофе, затем вместе с матерью провел томительные месяцы в пересыльном эмигрантском лагере в Риме и наконец поселился в канадской провинции Альберта, где бедствовал, работал мойщиком посуды, стрелял случайные чаевые на автоколонке самообслуживания и провел годы отрочества в сыром подвале вместе с сильно пьющей бабкой. Теперь ему сорок, и он вспоминает, как вместе с матерью они бродили, всем чужие, по холодному ночному городу и, подобно Козетте из романа Гюго, заглядывали в окна, где веселые семьи праздновали Рождество. Мать почти плакала от безысходности, а сын упрямо пообещал ей, что придет праздник и на их улицу.

Праздник пришел благодаря все тому же упрямству. Как и наш Андрей Звягинцев, нигде не учившийся кинематографу, Вадим Перельман сумел устроиться на телевидение, где зарекомендовал себя успешным режиссером рекламных роликов. А потом как-то в самолете прочитал роман Андре Дюбуса "Дом песка и туманов" и понял, что здесь его шанс. Два часа уговаривал автора книги по телефону и получил согласие на экранизацию. Фильм Вадима Перельмана стал одной из сенсаций сезона, многие критики включили его в десятку лучших картин года.

Личная судьба кочевого неустроенного человека сказалась на выборе темы фильма и его атмосферы. Дженнифер Коннелли играет брошенную мужем алкоголичку Кэти, дом которой за долги пошел с молотка, и она вынуждена перебираться из дешевого мотеля в еще более дешевый, а потом жить в старом автомобиле. Чтобы заработать, она моет полы в туалетах, но по-прежнему пьет. А ее дом теперь отдан эмигранту из Ирана Массуду Бехрани, некогда всемогущему генералу при шахе, который, подобно самому Перельману, пытается адаптироваться в Стране всеобщих надежд. Массуда играет Бен Кингсли.

Как отмечают критики, сюжет фильма режиссер не строит подобно спланированному дому, а дает ему свободно произрастать, что сообщает картине дыхание самой жизни. Свою опустившуюся героиню он показывает с любовью и сочувствием, и зрительский интерес держится на надежде, что Кэти вернет себе дом, и на ее улицу тоже придет праздник. Многие эпизоды навеяны собственной судьбой Перельмана, как сцена на автоколонке, где полицейский грозит эмигранту самой страшной карой - выслать его обратно на родину.

"Что случилось с американской мечтой! - восклицает кинокритик Джеймс Берардинелли, включивший фильм Перельмана в свою личную хит-десятку. - Что сталось с мифом о финансовой независимости и хваленом доме как оплоте семейных ценностей! Американская мечта превращается в американский кошмар". Страна эмигрантов, Америка теперь все чаще видит себя глазами эмигрантов и открывает, что жизнь, освещенная рекламными сполохами, не так лучезарна.